Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.

3.3 Феномен словаря исчезающего языка (на материале словаря кильдинского саамского языка) Словарь исчезающего языка - феномен, концентрирующий в себе несколько возможных оппозиций: «словарь - язык», «словарь - пользова­ тель» и «словарь - составитель». В каждой группе оппозиций роль словаря определяется его основным и исконным предназначением - словарь как собрание слов, но имеет свою специфику, отличающую словарь исчезаю­ щего языка от словарей других языков. Общие проблемы исчезающего языка - старение носителей языка, исчезновение или упадок литературы на языке, забвение культуры, политические, социальные и экономические причины, угасание или вырождения этноса - отражаются на составе сло­ варя, степени сохранности языка, мотивации к его изучению, формам пре­ подавания. В нашем исследовании мы сосредоточили свое внимание на оппози­ ции «словарь - составитель». Составителем словаря исчезающих языков может быть носитель языка или его исследователь, не владеющий языком. Такие словари предназначены для учебных и переводческих целей и часто ставят своей целью помочь представителям этноса изучать или совершен­ ствовать свой собственный язык. В этой ситуации актуально рассмотреть проблемы, которые встают перед составителем словаря исчезающего языка (critically endangered language ) в его отношении к языковой общности (the Speech Community). Эти проблемы по отношению к исчезающим языкам не рассматривались в литературе, хотя их упоминание находим, например, в работах У. Мозель (см., напр.: [177]). Нас заставили обратиться к этой про­ блеме опыт создания трех словарей такого исчезающего языка, как киль­ динский саамский язык, представленный только на территории Российской Федерации на Кольском полуострове (Мурманская область) [ИБ; ИЭ; ИМ], опыт многолетних полевых исследований, научное общение с коллегами и носителями языка, а также идеи, в частности У. Мозель, о том, что цель словаря исчезающего языка не перевод или изучение языка, а его описание с целью ревитализации и научного исследования [177]. В оппозиции «словарь —язык» рассматривается соотношение соста­ ва, а также степени изученности лексики кильдинского саамского языка и языкового материала, который представлен в имеющихся на современном этапе словарях кильдинского саамского языка. В оппозиции «словарь - пользователь» рассматривается соотноше­ ние потенциального и реального пользователя словаря исчезающего языка. Среди имеющихся словарей кильдинского саамского словарь Г.М. Керта [К] учебный и предназначен для учащихся начальной школы. Цель данного учебного переводного словаря обозначена автором как ус­ пешное овладение учащимися родным (кильдинским саамским) и русским языками. Словарь под ред. Р.Д. Куруч [АФ] предназначен для специалистов 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz