Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.

тезаурусами. Выявление системы знаний соотносится к одним из актуаль­ ных направлений развития науки. Проблема создания тезауруса языка ох­ ватывает несколько направлений: лингвистическая теория тезауруса и соз­ дание словарей, в том числе мультимедийных и электронных. В теории те­ зауруса выделяется несколько подходов к пониманию тезауруса как систе­ мы знаний. Независимо от того, рассматривается ли тезаурус как система знания, выводимая из лексики естественного языка (каковой ее видят, на­ пример, авторы тезауруса WordNet, авторы большинства тезаурусов анг­ лийского языка, О.С. Баранов), интериоризированное знание субъекта (Ю.Н. Караулов, А.А. Залевская, Е.С. Кубрякова) или как онтология логиче­ ских категорий, не связанная напрямую со значениями слов конкретного язы­ ка (P. Roget, Н.В. Лукашевич), в любом случае тезаурус изучается как семан­ тическая (когнитивная) система представления информации [113, с. 3-4]. Актуальность создания тезауруса кильдинского саамского языка свя­ зывается с необходимостью дальнейшего изучения лексики саамских язы­ ков, распространенных в России. Кроме того, описание широкого культу­ рологического фона при представлении тезауруса будет способствовать развитию сопоставительных исследований, а также уточнению методов изучения культуры традиционного хозяйства северного этноса. Полная ба­ за лексического фонда современного кильдинского саамского языка соз­ даст также ресурс для автоматической обработки текстов на саамском язы­ ке. Практическое применение научных результатов связано прежде всего с развитием двуязычной лексикографии, созданием учебных пособий и учебников по изучению саамского языка, что особенно актуально в усло­ виях усиления внимания к этнокультурному развитию народов Российской Федерации и принимаемым Мерам по развитию регионального компонента в образовании. Представление проблемы сохранения и систематизации знаний, ак­ туализированных в кильдинском саамском слове, тесно связано с описани­ ем социолингвистической ситуации, а именно: с описанием положения кильдинского саамского языка в современном саамском социуме, с обсуж­ дением проблем преподавания языка и создания письменности для бес­ письменного языка кольских саамов, с необходимостью сохранения искон­ ных знаний об окружающем мире, зафиксированных в языке, с созданием базы данных лексики кильдинского саамского языка и описанием наряду с этим широкого культурологического фона. Эти проблемы нашли отраже­ ние в главах данной монографии. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz