Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.

амский язык, кроме саамского, больше всего любят такой предмет, как рус­ ский язык, считаются «хорошистами», но хотели бы быть отличниками. Важный факт, что среди опрошенных детей, уже изучающих саамский язык, 67% не хотели бы иметь саамский язык обязательным школьным предметом, а 21% хотели. Причинами изучения саамского языка ребята указали следующее: «родители заставляют» (37%), «учителя заставляют» (34%), «в школе есть предмет» (24%), «сам хочу» (5%). 42% учеников лю­ бят на занятиях саамского языка песни, 29% - стихи, 10% —учителя, 9% - сам язык. 63% учеников хотят научиться говорить, писать, читать на саам­ ском языке. Знаменательно, что 53% анкетируемых хотят быть оленевода­ ми, 29% - путешественниками, 8% - переводчиками с саамского языка, 3% - учителями саамского языка. Анкетирование учителя саамского языка Муниципального бюджет­ ного общеобразовательного учреждения «Ловозерская средняя общеобра­ зовательная школа» P.M. Рахманиной выявило ее позиции по отношению к преподаванию этого языка в школе. P.M. Рахманина считает, что препода­ вание саамского языка должно быть обязательным, что необходимо ввести новую педагогическую специальность «Саамский язык», чтобы готовить квалифицированных педагогов для средних учебных заведений и вузов, что преподавание саамского языка должно быть интегрированным с обяза­ тельными дисциплинами (саамской литературой, историей саамов, изуче­ ниемживотных, которые являются основными в саамских промыслах и т.д.). Главными задачами занятий по саамскому языку P.M. Рахманина считает следующие: развитие коммуникативных способностей личности и умений выражаться на саамском языке, получение знаний по истории саамского народа, развитие чувства национальной идентичности, хотя считает, что задач может быть намного больше и необходим комплексный подход, кото­ рый способствует получению устойчивых языковых навыков. Изучение и преподавание саамского языка осложняется несколькими факторами. Во-первых, саамский язык на территории Кольского полуост­ рова представлен 4 языками (диалектами). Кильдинский саамский язык - самый распространенный, но и другие кольско-саамские языки имеют пра­ во на сохранение и возрождение академическим путем (то есть путем изу­ чения в учебных заведениях). Во-вторых, неустоявшаяся графическая сис­ тема, неутихающие споры вокруг обозначения специфических для саам­ ского языка звуков не позволяет создавать пособия, с которыми все носите­ ли саамского языка были бы согласны. Этим в том числе объясняется необ­ ходимость (и желание) каждого преподавателя саамского языка создавать собственные разработки, а не пользоваться какой-то одной из уже имею­ щихся. В-третьих, дискуссионным остается вопрос, чему учить, —разговор­ ному языку, позволяющему общаться в быту, или преподавать системати­ ческий курс, включающий курс грамматики саамского языка. В-четвертых, отсутствие необходимых часов в учебных планах школы не дает возмож­ 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz