Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.
амский язык, кроме саамского, больше всего любят такой предмет, как рус ский язык, считаются «хорошистами», но хотели бы быть отличниками. Важный факт, что среди опрошенных детей, уже изучающих саамский язык, 67% не хотели бы иметь саамский язык обязательным школьным предметом, а 21% хотели. Причинами изучения саамского языка ребята указали следующее: «родители заставляют» (37%), «учителя заставляют» (34%), «в школе есть предмет» (24%), «сам хочу» (5%). 42% учеников лю бят на занятиях саамского языка песни, 29% - стихи, 10% —учителя, 9% - сам язык. 63% учеников хотят научиться говорить, писать, читать на саам ском языке. Знаменательно, что 53% анкетируемых хотят быть оленевода ми, 29% - путешественниками, 8% - переводчиками с саамского языка, 3% - учителями саамского языка. Анкетирование учителя саамского языка Муниципального бюджет ного общеобразовательного учреждения «Ловозерская средняя общеобра зовательная школа» P.M. Рахманиной выявило ее позиции по отношению к преподаванию этого языка в школе. P.M. Рахманина считает, что препода вание саамского языка должно быть обязательным, что необходимо ввести новую педагогическую специальность «Саамский язык», чтобы готовить квалифицированных педагогов для средних учебных заведений и вузов, что преподавание саамского языка должно быть интегрированным с обяза тельными дисциплинами (саамской литературой, историей саамов, изуче ниемживотных, которые являются основными в саамских промыслах и т.д.). Главными задачами занятий по саамскому языку P.M. Рахманина считает следующие: развитие коммуникативных способностей личности и умений выражаться на саамском языке, получение знаний по истории саамского народа, развитие чувства национальной идентичности, хотя считает, что задач может быть намного больше и необходим комплексный подход, кото рый способствует получению устойчивых языковых навыков. Изучение и преподавание саамского языка осложняется несколькими факторами. Во-первых, саамский язык на территории Кольского полуост рова представлен 4 языками (диалектами). Кильдинский саамский язык - самый распространенный, но и другие кольско-саамские языки имеют пра во на сохранение и возрождение академическим путем (то есть путем изу чения в учебных заведениях). Во-вторых, неустоявшаяся графическая сис тема, неутихающие споры вокруг обозначения специфических для саам ского языка звуков не позволяет создавать пособия, с которыми все носите ли саамского языка были бы согласны. Этим в том числе объясняется необ ходимость (и желание) каждого преподавателя саамского языка создавать собственные разработки, а не пользоваться какой-то одной из уже имею щихся. В-третьих, дискуссионным остается вопрос, чему учить, —разговор ному языку, позволяющему общаться в быту, или преподавать системати ческий курс, включающий курс грамматики саамского языка. В-четвертых, отсутствие необходимых часов в учебных планах школы не дает возмож 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz