Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.
риллова отметила, что, несмотря на достаточное количество учебных по собий для начальной школы, она работает по собственной программе. Про грамма В. Кирилловой состоит из нескольких разделов: изучение грамма тики и лексики, особое внимание преподаватель уделяет разговорной речи, так как «можно долгое время изучать слова, грамматические материалы, но это все будет бесполезно и, можно сказать, бессмысленно без «живого» че ловеческого общения». Для В. Кирилловой важно, чтобы саамский язык был «живым», то есть языком, «на котором люди способны вступать в диа лог и обсуждать определенные темы». В фонетике преподаватель особое внимание уделяет сонорным звукам кильдинского диалекта саамского язы ка. В своей программе В. Кириллова лексику разделила на несколько час тей: базовые фразы приветствия, прощания, а также тематических катего рий: одежда, предметы мебели, быт, транспорт, школа и образование, жи вотные. В. Кириллова отмечает, что она сторонник индивидуального под хода в преподавании языка. Желание изучать саамский язык в настоящее время, по мнению В. Кирилловой, связано с национальным самоопределе нием, со стремлением не забывать о своих исторических корнях и тради циях. В ноябре 2014 года нами была проанализирована ситуация с изуче нием кильдинского саамского языка в Муниципальном бюджетном обще образовательном учреждении «Ловозерская средняя общеобразовательная школа», которая является единственным средним образовательным учеб ным заведением в России, в котором осуществляется систематическое пре подавание языка саамского этноса для учеников начальной школы. Исследование проводилось методом группового сплошного очного анкетирования с закрытыми альтернативными вопросами. Были опрошены 9 учеников 1 класса, 5 учеников 2 класса, 3 ученика 3 класса, 3 ученика 4 класса и 1 учитель саамского языка Муниципального бюджетного обще образовательного учреждения «Ловозерская средняя общеобразовательная школа». Кроме того, были проведены анализ методических разработок учителя саамского языка Ловозерской средней общеобразовательной шко лы Р.М. Рахманиной, а также экспертное интервью с учителем P.M. Рахма нинов Экспертное интервью, проведенное в марте 2015 года с учителем са амского языка Ловозерской средней общеобразовательной школы Р.М. Рах маниной, определило цель и задачи преподавания саамского языка, а также конкретное содержание занятий. Роза Михайловна Рахманина, носитель кильдинского диалекта саам ского языка, выпускница Института народов Севера РГПИ им. А.И. Герце на, учитель первой категории, всю жизнь живет в с. Ловозеро и знает саам ский язык с детства. Ее родители, оленеводы, говорили дома на саамском языке, брали ее на каникулы к себе в оленеводческую бригаду. Стаж ее пе дагогической работы 22 года, саамский язык преподает в школе с 2010 года. 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz