Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.

риллова отметила, что, несмотря на достаточное количество учебных по­ собий для начальной школы, она работает по собственной программе. Про­ грамма В. Кирилловой состоит из нескольких разделов: изучение грамма­ тики и лексики, особое внимание преподаватель уделяет разговорной речи, так как «можно долгое время изучать слова, грамматические материалы, но это все будет бесполезно и, можно сказать, бессмысленно без «живого» че­ ловеческого общения». Для В. Кирилловой важно, чтобы саамский язык был «живым», то есть языком, «на котором люди способны вступать в диа­ лог и обсуждать определенные темы». В фонетике преподаватель особое внимание уделяет сонорным звукам кильдинского диалекта саамского язы­ ка. В своей программе В. Кириллова лексику разделила на несколько час­ тей: базовые фразы приветствия, прощания, а также тематических катего­ рий: одежда, предметы мебели, быт, транспорт, школа и образование, жи­ вотные. В. Кириллова отмечает, что она сторонник индивидуального под­ хода в преподавании языка. Желание изучать саамский язык в настоящее время, по мнению В. Кирилловой, связано с национальным самоопределе­ нием, со стремлением не забывать о своих исторических корнях и тради­ циях. В ноябре 2014 года нами была проанализирована ситуация с изуче­ нием кильдинского саамского языка в Муниципальном бюджетном обще­ образовательном учреждении «Ловозерская средняя общеобразовательная школа», которая является единственным средним образовательным учеб­ ным заведением в России, в котором осуществляется систематическое пре­ подавание языка саамского этноса для учеников начальной школы. Исследование проводилось методом группового сплошного очного анкетирования с закрытыми альтернативными вопросами. Были опрошены 9 учеников 1 класса, 5 учеников 2 класса, 3 ученика 3 класса, 3 ученика 4 класса и 1 учитель саамского языка Муниципального бюджетного обще­ образовательного учреждения «Ловозерская средняя общеобразовательная школа». Кроме того, были проведены анализ методических разработок учителя саамского языка Ловозерской средней общеобразовательной шко­ лы Р.М. Рахманиной, а также экспертное интервью с учителем P.M. Рахма­ нинов Экспертное интервью, проведенное в марте 2015 года с учителем са­ амского языка Ловозерской средней общеобразовательной школы Р.М. Рах­ маниной, определило цель и задачи преподавания саамского языка, а также конкретное содержание занятий. Роза Михайловна Рахманина, носитель кильдинского диалекта саам­ ского языка, выпускница Института народов Севера РГПИ им. А.И. Герце­ на, учитель первой категории, всю жизнь живет в с. Ловозеро и знает саам­ ский язык с детства. Ее родители, оленеводы, говорили дома на саамском языке, брали ее на каникулы к себе в оленеводческую бригаду. Стаж ее пе­ дагогической работы 22 года, саамский язык преподает в школе с 2010 года. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz