Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.

ло вынесено решение, что саамский язык должен быть обязательной дис­ циплиной в с. Ловозеро в школе, которая получила статус «национальная». В 1987 года букварь А.А. Антоновой отменили, статус «националь­ ная» был снят со школы в с. Ловозеро. Вместо букваря А.А. Антоновой появились другие учебные пособия. Их создателями явились преподавате­ ли саамского языка и его носители, в том числе Н.Е. Афанасьева, Е.И. Мечкина, Р.И. Яковлева. Это книги другого методического уровня. Так, в издании «Северное сияние. Саамский язык в картинках» [134] пред­ ставлены темы «Школа», «Семья», «Игрушка», «Детские игры», «Одежда и обувь», «Гигиена», «Дикие животные», «Птицы», «Весна», «Лето», «Го­ род» и т.д. Из 120 страниц пособия 83 страницы - это рисунки, с 84-й страницы представлен тематический саамско-русский словарь. Таким образом, пособие представляет собой не совсем обычную для школьного учебника разработку и требует хорошей подготовки учителя как в языко­ вом, так в методическом отношении. В учебной книге (тетради) для 2 клас­ са «Саамский язык» [128], например, представлен саамский алфавит и уп­ ражнения по развитию связной речи. Задания формулируются на русском языке (слушайте, выберите нужный рисунок, смотрите и рассказывайте, составьте по каждому рисунку рассказ из 3-5 предложений, составьте диа­ логи по рисункам, читайте и запоминайте). Словаря для использования учениками в пособии нет. В 2014-2015 годах нами были проведены полевые исследования с целью проанализировать ситуацию с преподаванием кильдинского саам­ ского языка. В 2014 году в с. Ловозеро в Национальном культурном центре курсы саамского языка вела Валентина Кириллова. В интервью В. Кириллова со­ общила, что начала преподавать язык с 2008 года. Но в 2008 году попытка создать курсы саамского языка была не очень успешной в связи с реорга­ низацией Национального культурного центра. В 2013 году государство вы­ делило квоту на создание спецкурса саамского языка. По специальности экономист, В. Кириллова долгое время работала на Кольском саамском ра­ дио, готовила материалы на саамском языке, все ее родственники владеют языком, и она решила преподавать саамский язык. В 2014 году при Нацио­ нальном культурном центре существовало 2 группы: одна - для сотрудни­ ков центра, а другая - для остальных желающих изучать саамский язык. Поскольку большинство сотрудников Национального культурного центра не владеют языком, то необходимость создания этой группы была очевид­ на. Эта группа состояла из 12 человек. Другая группа, ориентированная на местное население, состояла из 6 человек. В нее входили разные возрас­ тные категории: 2 женщины на пенсии, студентка, 3 детей школьного воз­ раста (ученики 4 класса Ловозерской школы). В интервью с В. Кирилловой, проведенном в марте 2014 года, она сообщила основные принципы своей педагогической деятельности. В. Ки­ 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz