Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.
2.3 Специфика языковой ситуации с саамским языком на Кольском Севере в 1930-е годы Архивные документы позволяют представить специфику языковой ситуации на Кольском Севере в 1930-е годы, в которой реализовывалась государственная политика языкового строительства. По данным архивных документов на территории Кольского полуост рова в 1935 году проживало около 1 700 саамов2. Расселены они были в 12 саамских погостах и нескольких финских и русских поселках. Был 13 по гост Экоостровский, но он к 1935 году почти распался [ГАМО, Ф.Р-194. On. 1. Д. 45. Л. 1-1 об]. В докладной записке в Комитет Севера при Президиуме ВЦИК от 04.02.1934 об организации «Красного бота» указано на рассеянность саам ского населения по территории Кольского полуострова: «саамское населе ние разбросано по всему Кольскому полуострову отдельными кустами по 35-50-120 человек, между которыми нет никакой связи (например: мотов ские и сосновские саами друг с другом не встречаются), нивхи острова Са халина и устья Амура имеют больше точек соприкосновения, чем, напри мер, туломские и лумбовские саами. «Красный бот» в условиях Мурманского округа будет способство вать сближению разрозненных диалектов» [ГАМО, Ф.Р-194. On. 1. Д. 3. Л. 84]. В отчете Комитета Нового Алфавита при Мурманском Окрисполкоме за 1935 года утверждается, что как в культурном, так и в экономическом отношении саамская народность —самая отсталая в округе3, а одним из рычагов хозяйственно-культурного подъема является ускорение культурно го роста при помощи письменности на родном языке. К трудностям этой последней работы надо отнести отсутствие у саамов единого общенацио нального языка. На Кольском полуострове они говорят на трех различных диалектах, поэтому внедрение литературного языка через книгу возможно только в районе кильдинского диалекта, а районе же туломского и иоканьг- ского диалектов для этой работы надо иметь хорошо подготовленных учи 2 В документе МОМ ОФ за 1934 год представлены другие данные: саами - около 1,0% (1 850 (человек. - О.И)) [МОМ ОФ 238/4. Л. 35]. Ср.: Лопарь стоит на очень низкой степени развития. Среди них не распространены никакие ремесла. Он целиком зависит от природы, эксплуатируя ее непосредственно в сыром так сказать виде [МОМ ОФ 22907/1 (2). Л. 37]; Лопарь - гражданин Союза, но он не понимает, зачем его втискивают в общество, от которого всеми силами от стремится оторваться. С него берут налог, он не понимает зачем; в его представлении встает недоумевающий вопрос: рыба ведь ничья, зачем же платить за нее. Если даже лопарское общество представляет из себя единицы, так плохо спаянные друг с дру гом, то речи о том, чтобы слить лопарей со всеми трудящимся миром и бьггь не мо жет [МОМ ОФ 22907/1 (2). Л. 38об-39об]. 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz