Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.

ему мнению, саамы должны прийти к сознанию того, что они в дальней­ шем должны не только влачить свою жизнь как этнографические диковин­ ки в большом музее-заповеднике горной тундры, но что они имеют ровно столько же прав и обязанностей, как и другие малые нации, на сохранение своего языка, своих нравов и обычаев и на дальнейшее их развитие. <...> ...саамы, которые, как мы видели, страшно раздроблены, распадаются на племена с различными потребностями и складом мыслей и с пестрым мно­ гообразием диалектов. Ну что же, надо создать саамское эсперанто на ка- ком-нибудь наиболее центральном и распространенном диалекте и дикта­ торской рукой сделать этот язык всеобщим языком письменности» [ГАМО, Ф.Р-194. On. 1. Д. 39. Л. 5-6]. Мысли И.Е. Русберга в определенной степени перекликаются с мне­ нием т. Карпуна в его «Докладе о поездке по восточной тундре во время Всесоюзной переписи 1926-1927 гг. Кольский полуостров. Доклад о быте лопарей. 1927 г.», представленном в основных фондах Мурманского обла­ стного краеведческого музея (здесь и далее МОМ ОФ. - О.И.). Ср.: «Возь­ мем школу. На что ему грамота, я говорю языком лопаря, ловить рыбу пра­ прадедовским способом без грамоты можно» [МОМ ОФ 22907/1(2). Л. 41]; «Если наш крестьянин по своему хозяйственному экономическому поло­ жению индивидуалист, то лопарь по своему так сказать географическому положению еще больший индивидуалист. <...> Он целиком зависит от природы, эксплуатируя ее непосредственно в сыром так сказать виде. <...> Соответственно и его потребность целиком определяются тем, что дает природа» [МОМ ОФ 22907/1(2). Л. 37-37об]. Созданием письменности для саамов (и всех остальных малых наро­ дов Севера) занималась Научно-исследовательская Ассоциация Института народов Севера (здесь и далее НИА ИНС. - О.К ), в которой была лингвис­ тическая секция. При Комитете Нового Алфавита в Мурманском Окрис- полкоме была создана научно-практическая база НИА ИНС, заведующим которой был назначен П.Н. Антонов. Таким образом, к работе дальнейшего формирования языка, кроме ученых-специалистов из г. Ленинграда, были привлечены местные силы и сама подрастающая саамская интеллигенция [ГАМО, Ф.Р-194. On. 1. Д. 29. Л. 12]. Создание письменности не являлось задачей Комитета Нового Алфа­ вита, но ответственный секретарь Комитета округа, старший научный со­ трудник Института народов Севера З.Е. Черняков и научный сотрудник А.Г. Эндюковский принимали в этом непосредственное участие: саамский букварь З.Е. Чернякова вышел в 1933 году, а А.Г. Эндюковского - в 1937 году. Кроме того, научные сотрудники занимались сбором текстов на диалектах саамского языка, а также на языке фильманов. На лингвистиче­ ской секции НИА ИНС было решено считать необходимым дальнейшее изучение фильманского диалекта для выяснения возможности обслужива­ ния фильманов саамским литературным языком (см. например: [ГАМО, 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz