Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.

тетом НА; продвижение культурно-массовой работы также дело ОкрОНО [ГАМО, Ф.Р-194. On. 1. Д. 3. Л. 76]. Кроме того, выявлялись неточности в освещении деятельности Ко­ митета Нового Алфавита в печати. Так, в № 198 «П.И.» от 28 августа 1934 (1935?) года в заметке «Народам Севера - национальную письмен­ ность» дано неправильное, с точки зрения Комитета Нового Алфавита, ос­ вещение задач и деятельности Комитета в отношении ижемцев, татар и ки­ тайцев. В документе, представляющем эту поправку, отмечено, что «созда­ ние» письменности не является непосредственной задачей Комитета Ново­ го Алфавита, тем более письменности коми-зырян (ижемцев. - О.К), татар и китайцев. Все три народности уже имеют свою письменность, причем коми-зыряне перешли на новый, латинизированный алфавит с русского, татары с церковно-феодального арабского письма и китайцы с совершенно недоступной для масс «китайской грамоты» [ГАМО, Ф.Р-194. On. 1. Д. 29. Л. 12]. Комитет Нового Алфавита при Президиуме Мурманского окружного исполнительного комитета завершил свою работу в 1936 году. Необходимость создания письменности и единого литературного языка для саамского народа, как можно предположить, не только навязыва­ лась политиками. Она вызрела внутри самого этнического сознания. В связи с этим показательна статья И.Е. Русберга, напечатанная в юбилейном сборнике, посвященном 75-летию Ю. Квигстада в 1928 году, под заголовком «Возможно ли языковое объединение саамов?». И.Е. Рус- берг, отмечая различия в саамских диалектах и раздробленность саамской национальности, указывает на тяжелое положение саамов в России: «...в России саамам местами весьма трудно, но вообще говоря, они могут уте­ шать себя мыслью: тундра велика, а до властей далеко» [ГАМО, Ф.Р-194. On. 1. Д. 39. Л. 5]. Автор статьи довольно своеобразно отвечает на вопрос, вынесенный в заглавии работы: «Было бы более чем странно, если бы на­ циональная идея, наблюдаемая даже у народов, которых считали давно угасшими, не нашла бы пути также и в саамскую землю. Что положение именно таково, мы убедились на том многолюдном съезде, что был собран шведскими саамами в Эстерсунде в 1918 году. Правда из докладов и дис­ куссии можно вынести впечатление, что важнейшие устремления саамов ограничиваются тем, чтобы получить своих чиновников и своих священни­ ков, а также одного-другого представителя в стортинг и риксдаг, другими словами, получить действительно гражданское равноправие. И наоборот, не видно, чтобы среди них проснулась мысль о политической автономии или великосаамском государстве. Саами частично кочевники или, по край­ ней мере, полукочевники, частью же, правда, оседлые, но так редко рассея­ ны, что им трудно поддерживать более интимную связь между собою. Соб­ ственное саамское государство нужно поэтому отнести к числу утопий. Совсем другое положение получается с духовным «Сааме-ландом». По мо­ 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz