Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.
тетом НА; продвижение культурно-массовой работы также дело ОкрОНО [ГАМО, Ф.Р-194. On. 1. Д. 3. Л. 76]. Кроме того, выявлялись неточности в освещении деятельности Ко митета Нового Алфавита в печати. Так, в № 198 «П.И.» от 28 августа 1934 (1935?) года в заметке «Народам Севера - национальную письмен ность» дано неправильное, с точки зрения Комитета Нового Алфавита, ос вещение задач и деятельности Комитета в отношении ижемцев, татар и ки тайцев. В документе, представляющем эту поправку, отмечено, что «созда ние» письменности не является непосредственной задачей Комитета Ново го Алфавита, тем более письменности коми-зырян (ижемцев. - О.К), татар и китайцев. Все три народности уже имеют свою письменность, причем коми-зыряне перешли на новый, латинизированный алфавит с русского, татары с церковно-феодального арабского письма и китайцы с совершенно недоступной для масс «китайской грамоты» [ГАМО, Ф.Р-194. On. 1. Д. 29. Л. 12]. Комитет Нового Алфавита при Президиуме Мурманского окружного исполнительного комитета завершил свою работу в 1936 году. Необходимость создания письменности и единого литературного языка для саамского народа, как можно предположить, не только навязыва лась политиками. Она вызрела внутри самого этнического сознания. В связи с этим показательна статья И.Е. Русберга, напечатанная в юбилейном сборнике, посвященном 75-летию Ю. Квигстада в 1928 году, под заголовком «Возможно ли языковое объединение саамов?». И.Е. Рус- берг, отмечая различия в саамских диалектах и раздробленность саамской национальности, указывает на тяжелое положение саамов в России: «...в России саамам местами весьма трудно, но вообще говоря, они могут уте шать себя мыслью: тундра велика, а до властей далеко» [ГАМО, Ф.Р-194. On. 1. Д. 39. Л. 5]. Автор статьи довольно своеобразно отвечает на вопрос, вынесенный в заглавии работы: «Было бы более чем странно, если бы на циональная идея, наблюдаемая даже у народов, которых считали давно угасшими, не нашла бы пути также и в саамскую землю. Что положение именно таково, мы убедились на том многолюдном съезде, что был собран шведскими саамами в Эстерсунде в 1918 году. Правда из докладов и дис куссии можно вынести впечатление, что важнейшие устремления саамов ограничиваются тем, чтобы получить своих чиновников и своих священни ков, а также одного-другого представителя в стортинг и риксдаг, другими словами, получить действительно гражданское равноправие. И наоборот, не видно, чтобы среди них проснулась мысль о политической автономии или великосаамском государстве. Саами частично кочевники или, по край ней мере, полукочевники, частью же, правда, оседлые, но так редко рассея ны, что им трудно поддерживать более интимную связь между собою. Соб ственное саамское государство нужно поэтому отнести к числу утопий. Совсем другое положение получается с духовным «Сааме-ландом». По мо 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz