Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.

ГЛАВА 2. СААМСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СААМСКОГО ЯЗЫКА 2.1 Общие положения Создание письменной формы языка - процесс, позволяющий пользо­ вателям языка контролировать, а подчас и определять его развитие и функ­ ционирование. А.А. Бурыкин определяет две разновидности такого кон­ троля: активный и пассивный контроль. Под понятие активного контроля со стороны социума подпадает, в том числе, появление графико­ орфографических новаций, под понятие пассивного контроля - неразрабо­ танность или инертность языковой политики [30, с. 21-22]. Часто эти типы контроля совпадают. Положение кильдинского саамского языка в этом отношении являет­ ся в какой-то степени уникальным: язык, принадлежащий к финно- угорской языковой семье, несмотря на длительную историю письменности с 1933 года, до сих пор не имеет общепринятых в кольско-саамском сооб­ ществе графико-орфографических норм. И решение этой проблемы не предвидится: Поэтому чрезвычайно актуально проанализировать экспери­ менты языковой политики, проводимые в течение почти 80-летней истории саамской письменности, хотя и с 45-летним перерывом. Особенно актуально показать просчеты и достижения языковой по­ литики по отношению к саамскому языку еще и потому, что практика госу­ дарственного регулирования процесса возрождения и сохранения языков коренных малочисленных народов Севера возвращается. Так, на заседании Совета представителей коренных малочисленных народов Севера, утвер­ жденного Постановлением Правительства Мурманской области от 4 апреля 2013 г. № 147-1111, был рассмотрен вопрос о сохранении саамского языка в Мурманской области и создана рабочая группа по саамскому языку. Засе­ дание рабочей группы состоялось, но конкретных результатов не было. По­ этому в 2015 году Министерство образования и науки Мурманской области вновь вернулось к обсуждению этого вопроса. А в связи с предложением Президента России В. Путина от 13 марта 2015 года о создании Федераль­ ного агентства по делам национальностей это обсуждение стало особо ак­ туальным. В настоящее время при Министерстве образования и науки Мурманской области разрабатываются методические пособия нового уров­ ня по кильдинскому саамскому языку. Принципиальным при этом является вопрос о саамском алфавите. Политика «языкового строительства», проводимая Советским прави­ тельством в 1920-1930-х годах и означавшая работу по созданию алфави­ тов и норм [6, с. 10], достаточно подробно описана в литературе, а в по­ следнее время вновь привлекает внимание исследователей (см., например: [4; 6; 22; 37; 99; 141; 145; 188]). Интерес к проблеме вызван непрекращаю- 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz