Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.
1.4 Современная языковая политика государства Согласно Конституции Российской Федерации государственным язы ком нашей страны является русский язык. Статья 68 Конституции РФ [79] и Статья 2 Закона «О языках народов Российской Федерации» [53] преду сматривает общее право лиц, принадлежащих к национальным меньшин ствам, использовать свои языки. В России в Северо-Западном федеральном округе, куда включена и Мурманская область, создан Консультативный со вет по вопросам коренных народов, обсуждается вопрос о создании долж ности уполномоченного по правам коренных народов в Северо-Западном федеральном округе. В 2009 году создан Совет представителей коренных малочисленных народов Севера при Правительстве Мурманской области [115], а в 2012 году разработана ведомственная целевая программа «Эко номическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Се вера Мурманской области» на 2012-2016 годы [35]. Основной задачей Совета представителей коренных малочисленных народов Севера при Правительстве Мурманской области является участие в подготовке и принятии исполнительными органами государственной вла сти Мурманской области решений по вопросам выработки и реализации государственной политики в сфере защиты исконной среды обитания, тра диционных образа жизни, хозяйствования и промыслов саамов. На послед нем заседании Консультативного совета по вопросам коренных народов 9 декабря 2013 года обсуждался вопрос о сохранении языков коренных на родов Северо-Запада России, где было отмечено, что в Мурманской облас ти органами государственной власти и органами местного самоуправления оказывается поддержка мероприятиям, направленным на сохранение и ис пользование саамского языка, существует сформированная база исследова ния языков коренных народов на основе научных и высших образователь ных учреждений. К факторам, негативно воздействующим на использова ние языков коренных народов, относятся урбанизация, отрицательные де мографические тенденции в среде коренных этносов, отсутствие или низ кая мотивация молодого поколения к изучению родных языков, имеющие ся противоречия в федеральном законодательстве в сфере образования и в сфере поддержки социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера. Было решено до 1 апреля 2014 года рассмотреть возможности введения дополнительных к сущест вующим мер стимулирования преподавания и изучения языков коренных народов, в том числе как родных, и обучения на родных языках в дошколь ных, средних и высших образовательных учреждениях, до 2 июня 2014 го да возможности осуществления во взаимодействии с научными учрежде ниями дополнительных мероприятий, направленных на документирование языка языков коренных народов Северо-Запада России, в том числе саам ского народа, и оказания мер поддержки, в том числе в форме грантов и 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz