Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Семантическое поле как эффективный путь представления лексико­ семантической системы языка признается многими исследователями (см., например: [60; 165; 19]). Признаки, образующие семантическое поле, делятся на лингвистические (языковые) и экстралингвистические (поня­ тия) [19, с. 93-94]. Понятия являются основой идеографических словарей (тезаурусов). Поэтому выявление связей слов-понятий [167] позволяет представить тезаурус данного языка. В нашей работе тезаурусом мы называем словарь, где слова-понятия расположены иерархически. Обращение к системе понятий принципиально важно для лингвиста, разделяющего антропоцентрический подход к иссле­ дованию языка [151, с. 241]. При обращении к полевой методике отмечается специфическая структура поля (ядро/периферия). Кроме того, традиционно изучается лин­ гвистическая (внутренняя) составляющая поля, изучаются отношения лек­ сем внутри поля. По нашему мнению, для исследования языковой картины мира этого недостаточно. Интересны иерархические связи поля, которые определяются разделами «Человек - Природа». Специфика тезауруса, и словаря вообще, миноритарных языков, ка­ ковым является саамский язык, выражается в том, что для этих языков не подходят классификации, разработанные для современных индоевропей­ ских языков. В кильдинском саамском языке при представлении иерархии смыслов прослеживается антропоцентричность материала, поэтому мы оп­ ределили следующую схему тезауруса: Природа - Человек. Тезаурус является базой для концептосферы данного языка. По Д.С. Лихачеву, концептосфера - это совокупность потенций, которые от­ крываются в словарном запасе отдельного человека и языка в целом. Кон­ цептосфера - это концентрат культуры, ее заместитель. Концептосфера языка постоянно обогащается, если есть развитая литературная традиция народа и его культурный опыт. Сокращение концептосферы происходит, когда пропадает/утрачивается культурная память [93]. Соотношение понятий языковая картина мира и концептосфера ви­ дится нам следующим образом: понятие концептосфера более антропоцен- трично, чем понятие языковая картина мира. В понятии концептосфера ак­ туализируется роль человека, тогда как в языковой картине мира - роль языка в осознании человеком мира. Концептосфера —это то, как воспри­ нимается слово, а языковая картина мира - как членится мир благодаря словам. Понятия языковая картина мира и концептосфера взаимосвязаны: при анализе языковой картины мира мы исходим из языковой единицы, а в представлении концептосферы - из смысла/значения. Языковая картина мира, как известно, часто сопоставляется с науч­ ной картиной. Сопоставляя языковую картину мира с научной, можно вы­ 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz