Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Семантическое поле как эффективный путь представления лексико семантической системы языка признается многими исследователями (см., например: [60; 165; 19]). Признаки, образующие семантическое поле, делятся на лингвистические (языковые) и экстралингвистические (поня тия) [19, с. 93-94]. Понятия являются основой идеографических словарей (тезаурусов). Поэтому выявление связей слов-понятий [167] позволяет представить тезаурус данного языка. В нашей работе тезаурусом мы называем словарь, где слова-понятия расположены иерархически. Обращение к системе понятий принципиально важно для лингвиста, разделяющего антропоцентрический подход к иссле дованию языка [151, с. 241]. При обращении к полевой методике отмечается специфическая структура поля (ядро/периферия). Кроме того, традиционно изучается лин гвистическая (внутренняя) составляющая поля, изучаются отношения лек сем внутри поля. По нашему мнению, для исследования языковой картины мира этого недостаточно. Интересны иерархические связи поля, которые определяются разделами «Человек - Природа». Специфика тезауруса, и словаря вообще, миноритарных языков, ка ковым является саамский язык, выражается в том, что для этих языков не подходят классификации, разработанные для современных индоевропей ских языков. В кильдинском саамском языке при представлении иерархии смыслов прослеживается антропоцентричность материала, поэтому мы оп ределили следующую схему тезауруса: Природа - Человек. Тезаурус является базой для концептосферы данного языка. По Д.С. Лихачеву, концептосфера - это совокупность потенций, которые от крываются в словарном запасе отдельного человека и языка в целом. Кон цептосфера - это концентрат культуры, ее заместитель. Концептосфера языка постоянно обогащается, если есть развитая литературная традиция народа и его культурный опыт. Сокращение концептосферы происходит, когда пропадает/утрачивается культурная память [93]. Соотношение понятий языковая картина мира и концептосфера ви дится нам следующим образом: понятие концептосфера более антропоцен- трично, чем понятие языковая картина мира. В понятии концептосфера ак туализируется роль человека, тогда как в языковой картине мира - роль языка в осознании человеком мира. Концептосфера —это то, как воспри нимается слово, а языковая картина мира - как членится мир благодаря словам. Понятия языковая картина мира и концептосфера взаимосвязаны: при анализе языковой картины мира мы исходим из языковой единицы, а в представлении концептосферы - из смысла/значения. Языковая картина мира, как известно, часто сопоставляется с науч ной картиной. Сопоставляя языковую картину мира с научной, можно вы 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz