Иванищева, О. Н. Зоонимикон кильдинского диалекта саамского языка : учебный культурологический словарь / О. Н. Иванищева, Ю. С. Митина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. - 108 с.

внутренностей оленей, отделяющую людей от жилища Мяндаша, ласково обращается с оленями и становится женой Мяндаша. У них рождаются де­ ти, но когда младший сын мочит постель из оленьих шкур (нарушение охотничьего табу), Мяндаш уходит из вежи в тундру с другими оленями. Жена его в облике важенки следует за ним. По другим вариантам, в оленей превращаются дети Мяндаша, жена его сохраняет человеческий облик и напутствует детей, чтобы те не давали убивать себя плохим людям. Сама она вновь вышла замуж за человека, но жила впроголодь. Мяндаш, сжа­ лившись над людьми, явился жене во сне и обещал ей, что её муж сможет подстрелить Мяндаша (ср. одно из названий Мяндаша - Мяндаш-аннтуг, «дающийся»), С тех пор охота для людей стала удачливой. Мяндаш научил людей искусству охоты, дал им лук, запретил ис­ треблять важенок. В саамском мифе на златорогого оленя-Мяндаша охо­ тится громовник Айеке-Тиермес; когда в оленя попадёт первая стрела, го­ ры извергнут огонь, реки потекут вспять, иссякнут источники. Когда вто­ рая стрела вопьётся Мяндашу в лоб, огонь охватит землю, лёд закипит. Ко­ гда же собаки Тиермеса схватят оленя и бог вонзит в его сердце нож, звёз­ ды падут с небес, утонет солнце, потухнет луна, на земле останется прах. В саамской мифологии большинство мифов связаны с образом оле­ ня. Книга «Саамские сказки» под редакцией Г.М. Керта включает в себя следующие циклы: героические и исторические сказания и сказки, вол­ шебные сказки, волшебно-тотемные сказки о животных, бытовые сказки. Из данных циклов можно выделить следующие сказки, в которых встреча­ ется образ оленя: «Оленья сказка »1 Жил старик. У него оленей было мало. Сам он был знаткой человек, мог маленько поколдовать. Ну а все-таки настоящей силы ему не хвата­ ет, и нет у него счастья в оленьем хозяйстве. И думает он: «Как бы мне оленей поднять, оленье стадо свое увеличить?» Он обратился за помощью к сильнознающему человеку, попросил, чтобы тот помог ему поднять оленей. Тот согласился, и они оба легли спать крепким сном. Знают уж, как тут, при этом деле надо спать. Каждый лег в своей веже. Спят они. И этому старику снится сон. Видит он, что многознающий превра­ тился в оленя-самца, в хирваса. Хирвас побежал на юг. Старик вслед за ним. Чем дальше, тем быстрее бежал хирвас. Старик поспевает за ним. Они бежали, бежали и очутились на болоте. Тут жировало большое стадо оленей. 1Пация Е.Я. Саамские сказки... С. 127. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz