Иванищева, О. Н. Зоонимикон кильдинского диалекта саамского языка : учебный культурологический словарь / О. Н. Иванищева, Ю. С. Митина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. - 108 с.

использования содержания словарей. Задача словарей для обучения - быть эффективным вспомогательным средством коммуникации. Словари для детей не должны быть просто сокращенным вариантом словарей для взрослых (Svensen 1987: 20). Процедура нахождения базовых слов для учебных словарей доста­ точно отработана - это учет частотности употребления слова в языке. Од­ нако опыт английской лексикографии показывает, что этот принцип не все­ гда соблюдался. Как отмечает Л.П. Ступин, словарь-минимум Огдена со­ стоял из 850 слов и был составлен не на основе частотности употребления слов, а на основе неких логических, философских и психологических прин­ ципов. Огден считал, что не частотность слова определяет его полезность, а, наоборот, полезность слова делает его частотным (Ступин 1985:121). Важное качество учебных словарей (learner’s dictionary) издательст­ ва COBUILD, по словам Л. Згуста, - это удобная для пользователя дефи­ ниция (user-friendly definition). Это удобство, по Л. Згуста, выражается в разных аспектах, в том числе как формулирует создатель словаря опреде­ ление слова. Например, вместо того, чтобы сформулировать дефиницию для слова scold (ругать) более формально, автор использует конструкцию с you (If you scold someone, you speak angrily to them because they have done something wrong). Еще одно отличительное свойство удобной дефиниции словарей COBUILD - это ориентация на жизненный опыт носителя языка, на его знание мира. Если здание определять как структуру с крышей и сте­ нами, а пирамиду как древнее каменное здание, то это означает, что соста­ витель словаря опирается на знания пользователя о том, что часть зданий имеет крышу, а часть нет и что пирамида крыши не имеет. Так Л. Згуста выходит на проблему представления прототипического образца в дефини­ ции словаря (Zgusta 1992: 4-5; см. об этом также Atkins, Rundell 2008: 419). Для учебного словаря важно, по мнению С. Ландау, не только то, что сло­ во обозначает, но и как его использовать (Landau 2001: 9). Учебным словарем П.Н. Денисов считает лишь такой словарь, в ко­ тором минимальная лексическая система, составляющая его словник, в со­ стоянии выполнить четыре функции: учебную, систематизирующую, спра­ вочную и нормативную (Денисов 1980: 209). Типы и жанры учебных словарей могут быть различными. Они яв­ ляются типологически различными и иллюстрируют следующие оппози­ ции: одноязычные - двуязычные; алфавитные - тематические; словари для общих целей - словари для специальных целей, словари пассивного типа - словари активного типа (Петрушова 2009: 4-5), а новое поколение учеб­ ных словарей совмещает различные элементы традиционных словарей, со­ держащие разнообразную, необходимую информацию для реализации акта познания и коммуникации в различных ситуациях. Основные составляю­ щие микроструктуры, например, британских учебных словарей дают под­ робное представление о слове и его современном употреблении и помога­ 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz