Иванищева, О. Н. Зоонимикон кильдинского диалекта саамского языка : учебный культурологический словарь / О. Н. Иванищева, Ю. С. Митина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. - 108 с.

ния полезно проводить издателям, учителям, вузовским ученым и лексико­ графам. Мониторинг может осуществляться разными способами, например созданием сайтов для пользователей разных типов (Atkins, Rundell 2008: 28-33). С. Ландау подчеркивает значимость учета статуса пользователя, вы­ деляя, что для одноязычного словаря важно, кем он востребован: для носи­ теля языка, для изучающего язык в стране, где изучаемый язык широко распространен как родной для части населения или как лингва франка, или для изучающих данный язык как иностранный (Landau 2001: 8 ). Ведущая роль адресата словаря становится ведущим критерием при анализе и создании словарей. Так, в проекте, финансируемом РГНФ, под руководством проф. В.Д. Черняк «Социокультурные факторы как мотива­ ционная основа типологии словарей» (2015-2016, № 15-04-00318) плани­ руется анализ существующих типов словарей на основании социокультур­ ных факторов, прежде всего - фактора адресата (http://www.rfh.ru/index. php/en/grant/isintegr). Для учебных словарей учет фактора адресата - пер­ воочередная задача. 3. Учебная лексикография В зависимости от задач издания, в связи с учетом адресата выделя­ ются иллюстрированные, учебные словари, словари, обладающие реко­ мендующей (предписывающей) направленностью и описательные (Леде- нева 2008: 5). Основы теории учебной лексикографии были разработаны в доктор­ ской диссертации В.В. Морковкиным (Морковкин 1990). В.В. Морковкин отмечает основной (конституирующий) признак учебного слова - его обя­ зательная обучающая направленность, а в связи с этим постоянная ориен­ тация на адресата (Морковкин 1990: 9). В.В. Морковкин выделяет принци­ пы, на которых строится антропоцентрическая лингвистика, в том числе принцип ориентации на последующую семантизацию рассматриваемого языкового материала, что подразумевает требование акцентировать не он­ тологическую, а «потребительскую» ценность языковых объектов (Мор­ ковкин 1990: 13). Учебные словари принято разделять на 2 группы по их адресату: 1 ) словари для иностранцев (для тех, кому данный язык иностран­ ный/неродной); 2 ) словари для носителей языка, осваивающих свой язык как учебную дисциплину (детский и школьный возраст). Б. Свенсен вклю­ чает эти типы словарей в разные группы словарных противопоставлений: словари для общего пользования - словари для обучения; словари для взрослых - словари для детей. Специфика словарей для обучения состоит в том, что пользователи таких словарей имеют ограниченные возможности 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz