Иванищева, О. Н. Зоонимикон кильдинского диалекта саамского языка : учебный культурологический словарь / О. Н. Иванищева, Ю. С. Митина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. - 108 с.
ностям своей психики дети дошкольного и школьного возраста также нуж даются в особых словарях (имеются в виду словари картинные). Социоло гическая координата при взаимодействии с психологической заставляет лексикографа учитывать психологические особенности не только абст рактного человека, но и конкретного, и прежде всего человека социально го, представителя данной культуры, данного общества, носителя данного языка (Денисов 1980: 210-211). Основой для описания слов в словаре является ориентированность на адресата. Адресат, т.е. пользователь словаря, представляет собой некую универсальную единицу, идеализированную в сознании составителя сло варя. Из принципов, предложенных П.Н. Денисовым, - стандартности, экономности, простоты, полноты - самый расплывчатый эффективность описания именно потому, что он связан со стремлением к построению сло варной статьи в алгоритмической форме с тем, чтобы в словаре активного типа (в словаре для синтеза речи) прочтение словарной статьи приводило к правильному употреблению описываемого слова в речи, а в словаре пас сивного типа (в словаре для анализа речи) давало возможность точного понимания слова в контексте (Денисов 1980: 215). В «The Oxford Guide to Practical Lexicography» представлены типы пользователя словаря. Авторы утверждают, что путь к созданию востребо ванного словаря - это изучение пользователя, его запросов и навыков. Нужно очень отчетливо представлять, кто будет использовать словарь, с какой целью и какие навыки будут нужны пользователю данного словаря. Чтобы отнести пользователя к той или иной группе, нужно знать ответы на следующие вопросы: тип пользователя - к какой из следующих групп пользователь при надлежит - взрослый, ребенок или школьник? если это изучающий язык, то он начинающий, продолжающий изучать язык или находится на про двинутом этапе? обычный пользователь или специалист (тогда какой от расли)? каковы цели пользователя словаря - учебные, личные или профес сиональные? тип использования: общие цели (поиск значений незнакомых слов, проверка орфографии или произношения, составление кроссвордов); изу чение определенного предмета; изучение языка; перевод с одного языка на другой; создание текстов на языке; подготовка к письменному или устному экзамены; тип навыков, которыми уже владеет пользователь словаря: знание особенностей лексического и грамматического строя языков вообще и данного языка (языков) в частности; умение пользоваться словарями во обще. Очень важно иметь информацию о том, что делают потенциальные пользователи словаря, когда они обращаются к словарям, что им нравится, а что не нравится в словарях, чего они ждут от словарей. Такие исследова 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz