Иванищева, О. Н. Зоонимикон кильдинского диалекта саамского языка : учебный культурологический словарь / О. Н. Иванищева, Ю. С. Митина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. - 108 с.

ностям своей психики дети дошкольного и школьного возраста также нуж­ даются в особых словарях (имеются в виду словари картинные). Социоло­ гическая координата при взаимодействии с психологической заставляет лексикографа учитывать психологические особенности не только абст­ рактного человека, но и конкретного, и прежде всего человека социально­ го, представителя данной культуры, данного общества, носителя данного языка (Денисов 1980: 210-211). Основой для описания слов в словаре является ориентированность на адресата. Адресат, т.е. пользователь словаря, представляет собой некую универсальную единицу, идеализированную в сознании составителя сло­ варя. Из принципов, предложенных П.Н. Денисовым, - стандартности, экономности, простоты, полноты - самый расплывчатый эффективность описания именно потому, что он связан со стремлением к построению сло­ варной статьи в алгоритмической форме с тем, чтобы в словаре активного типа (в словаре для синтеза речи) прочтение словарной статьи приводило к правильному употреблению описываемого слова в речи, а в словаре пас­ сивного типа (в словаре для анализа речи) давало возможность точного понимания слова в контексте (Денисов 1980: 215). В «The Oxford Guide to Practical Lexicography» представлены типы пользователя словаря. Авторы утверждают, что путь к созданию востребо­ ванного словаря - это изучение пользователя, его запросов и навыков. Нужно очень отчетливо представлять, кто будет использовать словарь, с какой целью и какие навыки будут нужны пользователю данного словаря. Чтобы отнести пользователя к той или иной группе, нужно знать ответы на следующие вопросы: тип пользователя - к какой из следующих групп пользователь при­ надлежит - взрослый, ребенок или школьник? если это изучающий язык, то он начинающий, продолжающий изучать язык или находится на про­ двинутом этапе? обычный пользователь или специалист (тогда какой от­ расли)? каковы цели пользователя словаря - учебные, личные или профес­ сиональные? тип использования: общие цели (поиск значений незнакомых слов, проверка орфографии или произношения, составление кроссвордов); изу­ чение определенного предмета; изучение языка; перевод с одного языка на другой; создание текстов на языке; подготовка к письменному или устному экзамены; тип навыков, которыми уже владеет пользователь словаря: знание особенностей лексического и грамматического строя языков вообще и данного языка (языков) в частности; умение пользоваться словарями во­ обще. Очень важно иметь информацию о том, что делают потенциальные пользователи словаря, когда они обращаются к словарям, что им нравится, а что не нравится в словарях, чего они ждут от словарей. Такие исследова­ 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz