Иванищева, О. Н. Зоонимикон кильдинского диалекта саамского языка : учебный культурологический словарь / О. Н. Иванищева, Ю. С. Митина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. - 108 с.
жу, поужинали и стали жить, как муж с женой, любя друг друга. Вскоре у них родился сын, очень похожий на отца. Оба они были рады, и муж сказал жене: Смотри, чтобы от сына нашего оленья постель под ним ни когда не была мокра от его мочи. Сын рос, как и отец, скоро. Мать слово мужа помнила, и все шло хорошо. Раз, однако, сын помочился на постель, и ее положили сохнуть. Пришел муж и увидел это. Он спросил: Кто это сделал? Мать ответила: сын. Услыша это, он сказал: Моего слова не ис полнили, и поэтому я теперь от вас уйду. Вы живите как хотите. Сын стал также проситься идти с отцом. Он согласился взять его. И их ни как не могли отговорить ни мать, ни жена. Женщины остались дома и от них после родились дикие олени. Мать при прощании с сыном, который разлучил ее с мужем, сказала ему: черных зверей бойтесь, а белых вам не чего бояться. Не бойся также и гангасов (подобие сила для диких оленей), делаются они для пользы людей и тебе не повредят. Отец с сыном ушли и более об них не было никакого слуху. «Собачий сын »1 Жила когда-то в Пазрецком погосте бедная вдова. Детей у нее не было. Все она о старости думала: как же ей без кормильца прожить? Летом саамы перекочевывают из погоста на лесные озера, где рыбы по больше, корм оленям получше. Было такое угодье и у вдовы. Амбары там старые стояли. Хорошую вежу одной не поставить, раскинула она кувак- су - шалашик переносной. Когда в ней, а когда и в амбаре переночует. Ры бу впрок солила, сушила, ягоды собирала. Так и лето прошло. В погосте среди людей живешь, а сюда за лето другой ни единая душа не заглянет. Плохо одинокому человеку в лесу. Совсем вдова загрустила. Недалеко за амбарами был в угодьях вдовы сейд - Большой Камень, добрый дух. Быва ло, когда муж ее на охоту собирался, всегда сюда рога оленя приносил, и сейд удачу посылал. Но женщинам к сейду не то что ходить - смотреть не полагалось. «Нет у меня никого, пойду сама, попрошу, чтобы ребеночка мне послал. Может, не рассердится на меня и поможет», - надумала вдова. Поймала большую рыбу и понесла сейду. - Прости меня, сейдушко, что закон нарушила. Рога у тебя все истлели, никто тебе давно подарков не делал. Пошли мне ребеночка любого, хоть в звериной шкуре, - попроси ла женщина. Проигло время, родился у нее сын. Лицо человечье, а шкура на нем собаки. Быстро вырос сын-зверь. На охоту ходить стал. Оленя- дикаря лучше всех в погосте промышлял. Настало время, просит сын не весту ему высватать. Пошла женщина через озера и вараки в дальний по гост, куда молва о ее сыне-звере не долетела. Приходит к старику со старухой, у которых три дочери было, просит старшую дочь в жены сы ну. Отдали старики старшую дочь. Привела вдова ее в свою вежу, а сын ее - лесная собака —на охоте был. Говорит вдова невестке: - Ложись 1Куруч Р.Д. Саамские сказки... С. 149. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz