Иванищева, О. Н. Язык и культура : учебное пособие / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 191 с. – Библиогр.

12. Сопоставьте два фрагмента из художественной литературы и выделите элементы фоновых знаний. Может ли быть применимо к данному случаю понятие «пространственная перспектива»? Почему? 1) Это — не старая русская артель , где стыдно было отстать в работе! Американские свободные рабочие вели себя, как наши последние подневольные зэки: опаздывали, не сразу начинали, слонялись, то и дело садились пить кофе (этого-то зэк лишен) — да, главное, и работали иные халтурно, а если переделки — мы же снова платим ту же повременку (Солженицын, 74). 2) «Что такое? — спрашиваю. — Зачем заклепки, как в советской воровской сельхозартели, где даже кружка для питья на толстой собачьей цепи — чтоб не сперли...» (Астафьев, 3., 20). Основная литература 1. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. I: Лексическая семантика; 2-е изд. М., 1995. 2. Берков В. П. Двуязычная лексикография: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 136-138. 3. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече­ поведенческих тактик и сапиентемы. М., 2005. 4. Комлев Н. Г. Компоненты содержательной структуры слова. М., 1969; 2- е изд. М., 2003. 5. Телия В. Н. Коннотация // Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. М., 2003. Дополнительная литература: 1. Берков В. П., Беркова А. В., Беркова О. В. Как мы живем: Пособие по страноведению для изучающих русский язык. СПб., 2002. 2. Иванищева О. Н. Текст. Культура. Понимание: Функционирование слова с культурным компонентом значения в тексте / Науч. ред. В. П. Берков. СПб., 2003. 3. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика: Учеб. пособие. М., 2000. 4. Комлев Н. Г. Слово в речи: Денотативные аспекты. М., 1992; 2-е изд. М., 2003. 5. Прохоров Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев: 3-е изд., стереотип. М., 2003. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz