Иванищева, О. Н. Язык и культура : учебное пособие / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 191 с. – Библиогр.

Великий Новгород, Венера, ВЛКСМ, Война и мир, Вторая мировая война, Гагарин, Гена, Германия, Гете, Гончаров, Горбачев, Греция, Гулаг, ГЭС, Джомолунга, Динамо, Днепр, Дон Жуан, Дон Кихот, Достоевский, Дуся, Евразия, Европа, Ельцин, Знаменский, Иван, Иванов, Изергиль, Иисус, Италия, Калашников, Карамазовы, Карлсон, Каспаров, КГБ, Кобзон, КПСС, Красин, Крылов, Лебединое озеро, Лена, Ленин, Ленинград, Леонтьев, Лермонтов, Ломоносов, Магомет, Мазай, Максим, Максимыч, Мальвина, Марго, Мария, Маркс, Марс, Маша, МГУ, Медведев, Мертвые души, Миша, Мономах, Москва, Моська, Наполеон, Незнайка, НИИ, Никулин, НЛО, Новгород, Новый год, Нью-Йорк, Ньютон, Октябрьская революция, Омск, Отцы и дети, папа Карло, Петр, Петр I, Плюшкин, ПТУ, Пушкин, Разин, Рим, Россия, Русь, Рубикон, Санкт-Петербург, Сибирь, СНГ, Советский Союз, Сократ, СПИД, СССР, Сталии, США, Степа, Толстой, Фаустус, Федя, Хоттабыч, Христос, Чайковский, Чернобыль, Чернышевский, Чехов, ЧП, Шиллер, Штирлиц, Щелкунчик, Эверест, ЭВМ, Эйнштейн, Юпитер, Юрий, Ява, Япония. Примерно половину из них (выделенные слова) можно отнести к культурно-коннотированной лексике, а значит, включить в объем р е а л ь н ы х ф о н о в ы х с т р а н о в е д ч е с к и х з н а н и й . Вопрос, что з н а е т и что д о лж е н знать средний носитель языка, особенно активно ставится при обсуждении отбора корпуса прецедентных текстов: должны ли это быть хрестоматийные тексты или тексты распространенные, но не включенные в программу общеобразовательной школы. В связи с этим справедливо замечание о том, что не вполне ясно, какие тексты «хорошо известны всем (курсив мой. — О. И.) представителям национального сообщества» (Гунько 2002: 8-9). Объем и содержание фоновых страноведческих знаний среднего носителя языка частично описаны в страноведческих пособиях. Правда, в них не всегда дается материал, адекватный знаниям среднего носителя языка. Напр., кто из русских сейчас знает, «почему считалось, что тот, кто умер на Пасху, обязательно попадет в рай?» (Проскурякова, Зубарева 1998: 41). Объем страноведческих знаний тоже не всегда достаточен. Так, при описании русских обычаев и традиций не всегда упоминается о Старом Новом годе (см., напр.: Жельвис 2002: 74-75). Таким образом, представление о среднем носителе языка весьма неопределенно. Но иногда, по словам А. А. Потебни, «лучше находить темные стороны в предмете, чем считать этот предмет почти или совершенно ясным» (Потебня 1976: 84). Понятие средний носитель языка нужно, чтобы представить примерный объем фоновых страноведческих знаний. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz