Иванищева, О. Н. Язык и культура : учебное пособие / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 191 с. – Библиогр.
Европе барщина распространилась с 8 -9 вв., с 12-13 вв. начала вытесняться оброками и к 14-15 вв. сошла на нет. В странах Востока не получила широкого распространения. На Руси появилась во времена Киевского государства. Широко распространилась в Европейской России во 2-ой пол. 16—1-й пол. 19 вв. После отмены крепостного права в 1861 сохранилась для временнообязанных крестьян как издольщина. Отменена в 1882. СУС, несмотря на свое назначение объяснять устаревшие слова и готовить учащихся к правильному пониманию художественных текстов, заявленное в предисловии (СУС, 3), не выполняет этой задачи, представляя слово барщина как трудовую повинность крестьян помещику, обязательные работы. При таком объяснении, равно как и при объяснении БЭС, неясен подтекст широко цитируемой строфы А. С. Пушкина (в том числе и в СУС): В своей глуши мудрец пустынный, Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил. И раб судьбу благословил. Ср. толкование слова оброк в СУС: денежный или натуральный сбор, взимавшийся помещиком с крепостного крестьянина (кстати, пример тог же, что и для слова барщина). Для правильного понимания художественных текстов будет полезно представлять объем сведений, который можно найти в ФЭРБ: Отбывая барщину, крестьянин собственными орудиями обрабатывал помещичью землю, разумеется, бесплатно; по закону — три дня в неделю, хотя иные помещики продлевали барщину до шести дней. Находясь на оброке, крестьянин занимался различными промыслами, торговлей, ремеслом, извозом или нанимался на мануфактуру; часть заработка — оброк — он выплачивал помещику. Барщина была более выгодна помещикам, владевшим плодородными землями, оброк предпочитался на малоплодородных, т. е. в нечерноземных губерниях <...> Вообще оброк, позволяющий свободно распоряжаться своим временем, был для крестьянина легче, нежели изнурительная барщина (ФЭРБ, 149). Совсем иного рода комментарий читаем у Ю. М. Лотмана: В кругах Союза Благоденствия оброк считался не только более легкой формой крепостной зависимости, но и путем к освобождению крестьян (Лотман 1983: 179). Все три пособия (СУС, ФЭРБ; Лотман 1983) реализуют, собственно говоря, одну цель — помочь учителям литературы, студентам и школьникам «глубже постигать произведения классиков» (ФЭРБ, 3). 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz