Иванищева, О. Н. Язык и культура : учебное пособие / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 191 с. – Библиогр.

Дальше: раскулачивание уносит миллионы крестьян — тоже лучших, самых работящих. И их детей. И их неродившихся детей тоже. Люди уходят и уносят с собой гены. Изымают из генофонда (Улицкая, 24); А тут нужно отметить, что он (отец. — О. И.) из детского дома. Родителей раскулачили или разорили, он только помнит, что мать его умерла после этого от разрыва сердца... (Горланова, М., 111); А они гибли, шел «год великого перелома», год гибели сотен тысяч, миллионов людей, тех, кто были «кулаками», и еще больше тех, кого, по спущенной с какого-то верха разверстке, в «кулаки» зачисляли. А тут дети... Почему они?.. (Лилина, 60); Я хочу воздать должное тем, кто самоотверженно трудился на этой земле и потом поплатился за свой труд либо смертью, либо лагерем. И кличка им была дана до дикости несуразная — кулаки. В переводе на иностранные языки — «эксплуататоры» (Порошева, 199). 2.4.5. Содержание и объем фоновых страноведческих знаний среднего носителя языка Понятие «средний носитель языка» в литературе не определено (Верещагин 1969; Денисова 1979), объем его страноведческих знаний ни для одного языка исчерпывающе не описан (Верещагин 1969: 125; Берков 1975: 418). За среднего носителя языка принимается наш современник , имеющий среднее образование (окончивший школу не менее десяти лет назад), без учета возраста, пола, рода занятий, сферы деятельности (Верещагин 1969: 120); автор исследования (Вучкова 1984: 3); усредненная языковая личность, т. е. один абстрактный носитель языка вместо совокупности индивидов в массовом лингвистическом исследовании (ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном) (Караулов 1996: 69). Понятие «языковая личность» также трактуется по-разному (обзор см., напр.: Иванцова 2002, Тхорик 2000, Морозова 2005). Поскольку восприятие слова и текста связано с тем объемом знаний, которые носитель языка усваивает в процессе социологизации, в том числе при обучении в школе, то средним носителем языка логично, с нашей точки зрения, считать всякого человека, получившего среднее школьное образование. Объем знаний среднего носителя языка, с нашей точки зрения, определяется параметрами: что знать и сколько знать. Что и с к о л ь к о з на т ь можно соотнести с комментарием к тексту: то, что комментируется, незнакомо читателю. Но ч то именно и к ак необходимо комментировать, решается в зависимости от потребности т е к с т а и ч и т а т е л я . Так, слово барщина БЭС представляет следующим образом: форма земельной ренты, даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственньш инвентарем в хозяйстве феодала. В Западной 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz