Иванищева, О. Н. Язык и культура : учебное пособие / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 191 с. – Библиогр.

При динамическом подходе к описанию фоновых знаний необходимо, по нашему мнению, иметь в виду, что задача правильного восприятия речи предполагает изучение языка в действии, т.е. фиксацию всех оттенков смысла, эксплицированных или не эксплицированных, представленных в словарях или не представленных. Только в таком случае возможно полное взаимопонимание говорящих. А эти оттенки смысла не всегда ориентированы на единый для всех носителей языка стереотип. Совершенно справедливое утверждение авторов РКП о том, что «в своей речи языковая личность ориентируется не на личное представление, а на ИВПФ (инвариант восприятия прецедентного феномена. — О. И.)» (РКП, 24), тем не менее должно быть дополнено мыслью о множественности такого инварианта. То, что для понимания русскоязычного текста надо знать, что Стаханов не только трудяга, но и «фальшивый рекордсмен», «игрушка в руках властей» (там же), подтверждается приведенным в данном пособии примере из произведения А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» (Чудаков, 40). Множественность инварианта восприятия — понятие, связанное с отражением такой информации об объекте, которая, во-первых, отражает практические, а не энциклопедические знания, т.е. то, что носители языка и культуры реально знают или должны знать, чтобы понимать неспециальные тексты (прагматический уровень); во-вторых, суживает весь объем потенциальных знаний об объекте до некоторого минимума, который обеспечивает коммуникацию (ком­ муникативный уровень). Срез при этом может производиться во временной и пространственной перспективе. Временная перспектива — это исследование среза фоновых знаний в разные временные периоды, которые входят в понятие единого хронологического среза (напр., восприятие людей, живущих в один временной период: школьники, студенты, люди среднего и пожилого возраста). Так, лапти для людей семидесяти-восьмидесяти лет — это реалия, которую они не только видели, но и, скорей всего, носили, если в детстве жили в деревне. Для людей среднего возраста — это реалия, которую они знают и могут сразу себе представить, а для детей, подростков и молодежи — это устаревшее слово и незнакомая или малознакомая реалия (лаптей в деревне сейчас не носят). При этом способ знакомства с реалией тоже разный: экспериментальный (непосредственное знакомство) или академический (знакомство путем обучения). Способ знакомства предопределяет и степень знакомства (хорошо знаю, представляю, не представляю). 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz