Иванищева, О. Н. Язык и культура : учебное пособие / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 191 с. – Библиогр.
горожан, где хозяйке, занятой на службе, самолично не справиться с домашними делами (РВ, 36). Табунщик — среди бытующих за рубежом романтических представлений о венграх наряду с образом благородного разбойника существует и такое: лихой табунщик, ловко сидя в седле и пощелкивая кнутом, гонит не менее лихой табун; всю жизнь табунщик проводит в пусте, как ковбой — в прериях, и это при том, что лошадей в Венгрии уже давно держат не ради верховой езды; поэтому классический образ табунщика служит лишь целям привлечения иностранных туристов (РВ, 37). Сходные примеры можно привести и для реалий русской культуры. Так, изменился внешний вид русской бани и отчасти банная процедура (конечно, есть разница в бане в городе и деревне). Баранки (сушки, бублики) из популярного лакомства, употребляемого с чаем (вспомним известную сказку В. П. Катаева «Цветик-семицветик»: Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой (Катаев, 573)), стали обычным кондитерским изделием. Бубенцы стали символом русской культуры (тройка с бубенцами). Часто динамика фоновых знаний «совмещает» изменение восприятия реалии по нескольким признакам: ШАПКА-УШАНКА Словарное представление — теплая шапка (обычно из сукна или меха) с ушами, боковыми, опускающимися вниз частями головного убора, закрывающими ушные раковины от ветра, холода и т.п. и закрывающимися под подбородком (Ср.: БТС, БТСРС. MAC, ТСУ); Восприятие реалии современным носителем языка — мужская зимняя одежда, часто элемент рабочей одежды, символ русской культуры, сигнал национальной принадлежности; Ср.: Я свернул туда и увидел за высокой оградой двор, по которому ходили какие-то странные люди. Иные были одеты в шинели и фуражки солдат и офицеров Советской Армии, другие — в телогрейки и шапки- ушанки (Варламов, 87 ); Мара помнит все сказки своей русской бабушки: про ушастого ослика, про серого волка, про шапку с ушами. У Мары завидная память и слепительное воображение: так светит, что ничего не видно. Маре не докажешь, что в России не ходят в ушанках и валенках. Не потому, что Мара тупая. У нее такой подход к знанию (Солнцев, 30); Капитан просит снять шапку. Я — единственный в этом зале в шапке- ушанке. Единственный в целом городе. Лето, жара. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz