Иванищева, О. Н. Язык и культура : учебное пособие / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 191 с. – Библиогр.

посетители отделены от обслуживающего персонала прилавком; так называют общественные помещения в учреждениях (как правило, на первом этаже), куда служащие заходят выпить кофе, перекусить, купить к обеду салат «оливье» и рогалик; то же название сохранилось и за упраздненными ресторанами самообслуживания, или бистро (на жаргоне постоянных посетителей -— «Палата лордов»), где городская беднота, стоя у высокого прилавка, хлебала фасолевый суп; теперь в этих местах один за другим открываются Макдональсы, пиццерии и другие заведения, где можно наскоро перекусить, а неимущий люд выстраивается за харчами у бесплатных раздаточных кухонь (РВ, 30). Чардаш — народный танец, сформировавшийся в первой трети XIX века, в период пробуждения национального самосознания, из 'крестьянских парных танцев разных областей Венгрии; к середине XIX в. он завоевывает паркеты танцевальных залов, а после Освободительной борьбы 1848— 1849 гг. становится одним из символов сопротивления, при этом сохраняя и исконные, сельские формы; в простейшем варианте чардаша мужчина обеими руками обхватывает партнершу за талию, а женщина кладет руки ему на плечи, и пара делает по два шага влево-вправо; известно множество вариантов чардаша: «спокойный», «оживленный», «кружащийся, вихревой», «трясучка» и т.д., в том числе и такой, когда партнер и партнерша выделывают па каждый в отдельности; нынешнее поколение среднего возраста обучалось чардашу еще в танцевальных школах, молодые танцуют его лишь в домах танца или на свадьбах, где можно наблюдать, как пожилые люди, желая тряхнуть стариной, отплясывают чардаш (РВ, 35). Слуга, прислуга — первоначально так называли любого мужчину и женщину, выполнявших работу по дому (даже наемных батраков на сельскохозяйственных работах; — более того, венгерское слово «семья» одного корня со словом, в котором без труда угадывается славянское «челядь»); позднее (в городе и в провинции) под этим словом понимали только «домашнюю прислугу», которая живет в комнате для прислуги и помогает хозяйке дома, а то и вообще выполняет за нее всю домашнюю работу (если нет специальной кухарки и горничной); перед Второй мировой войной в каждом буржуазном доме и у каждого зажиточного хозяина на селе держали прислугу, как правило деревенскую девушку, подавшуюся в услужение совсем не обязательно из бедности, а, случалось, и из стремления научиться до замужества ведению хозяйства; для нынешнего слуха слово это имеет пейоративный оттенок и несет в себе память о приниженном и бесправном положении прислуги; теперь в роли помощницы по хозяйству выступает «приходящая женщина», которая является раз в неделю делать уборку, стирать и гладить в домах состоятельных 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz