Иванищева, О. Н. Язык и культура : учебное пособие / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 191 с. – Библиогр.
сельскохозяйственные работы, было экономически невыгодным, а также носило формальный характер (ЯИ-2). Главным же отличием шефской и благотворительной помощи в сознании рядового носителя языка является историческая маркирован ность реалии: шефская помощь — это атрибут советского времени, благотворительная — дореволюционного или послеперестроечного. Историческая изменчивость фоновых страноведческих знаний, таким образом, создает трудности восприятия слова для носителей и не- носителей языка. 2.4.3. Стереотипы восприятия как основа фоновых страноведческих знаний Изменчивость фоновых страноведческих знаний предполагает также их способность отображать смену общественных ориентиров, и з м е н е н и е о т н о ш е н и я к р е а л и и или с т е р е о т и п а ее в о с п р и я т и я . Стереотипы восприятия «аккумулируют предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту» (ФЭС, 627). Такие установки восприятия реалии могут иметь вид воспроизводимых и переживаемых стереотипов. В о с п р о и з в о д и мы е стереотипы, т. е. сводимые к а т р и б у т а м , признакам реалии, могут включать и оценку. П е р е ж и в а е м ы е стереотипы — это, прежде всего, о т н ош е н и е к той реалии, которая стоит за словом. Они представляют собой эмоции, которые испытывают носители языка в связи с данной реалией, ассоциации, которые она вызывает. Переживаемые стереотипы, которые следует включать в объем фоновых знаний, — это не то, что думают, а то, что чувствуют по поводу той или иной реалии. Так как объектом страноведения являются ассоциации не индивидуальные, а массовые, кодифицированные в качестве языковой нормы (Томахин 19886: 83), то переживаемые социальные стереотипы можно считать объективной информацией, хотя они и предполагают степень личного участия в событии, знакомства с реалией и т. д. Именно поэтому актуальна и проблема учета национальных социокультурных стереотипов речевого общения в процессе обучения языку (Прохоров 2003). Стереотип мышления понимается многими авторами прежде всего как определенное представление о действительности или ее элементе с позиции «наивного», обыденного сознания. В когнитивной лингвистике и этнолингвистике термин стереотип относится прежде всего к содержательной стороне языка и культуры, т. е. понимается как ментальный стереотип, и коррелирует с «наивной картиной мира» (там же, 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz