Иванищева, О. Н. Язык и культура : учебное пособие / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 191 с. – Библиогр.
получения этого сообщения) (Шабес 1989: 8), или с о ц и а л ь н о г р у п п о в ы е (свойственные некоторой социальной общности людей: врачей, педагогов, плотников, жильцов одного дома) (Верещагин, Костомаров 1973: 126). Ср. пример: Его (Твардовского. — О. И.) уроки (моей самоуверенности) оказались тонкими, особенно по деревенскому материалу: нельзя говорить «деревенские плотники», потому что в деревне -— каждый плотник; не может быть «тесовой драни»; если поросенок жирный, то он не жадный; проходка в лес по ягоды, по грибы — не труд, а забава (впрочем, тут он уступил, что в современной деревне это уже — труд, ибо больше кормит, чем работа на колхозном поле); еще — что у станции не может расти осинка, потому что там все саженое, а ее никто никогда не посадит; что «парнишка» старше «мальчишки» (Солженицын, Б. Т. Д., 33). Со с т о р о н ы с о д е р ж а н и я фоновые знания разделяют на ж и т е й с к и е , д о н а у ч н ы е , н а у ч ны е , л и т е р а т у р н о - х у д о ж е с т в е н н ы е (Валгина 2003: 16). Донаучные знания предполагают наличие каждодневного житейского опыта, «здравого смысла», уверяющего нас, что земля плоская, а солнце ходит вокруг земли. Наивный носитель донаучного сознания, накопив большое количество бытовых сведений и обнаружив, что не может увязать их воедино, призывает на помощь науку (Лотман 2001: 18-19). Кроме того, степень отвлеченности слова различна у людей образованных и необразованных. Необразованный человек часто верит, что болезнь можно «вогнать» и «выгнать» (Пешковский 1956: 74). Для житейских представлений о предмете подчас основным становится его функция. Важно, что «из стакана пьют, по часам узнают время, шарф служит, чтобы согревать шею, пуговица — чтобы застегивать одежду» (Фрумкина 2001: 48). По с т е п е н и о б щ е и з в е с т н о с т и и о ч е в и д н о с т и фоновые знания представляются как т р и в и а л ь н ы е и н е т р и в и а л ь н ы е . Тривиальные знания не вербализуются в речевых актах, а суждения типа «животные едят пищу», «часы показывают время» вызывают недоумения, если это не учебная ситуация (Шабес 1989: 9). По с т е п е н и р а с п р о с т р а н е н н о с т и фоновые знания классифицируются на три группы. Во-первых, о б щ е ч е л о в е ч е с к и е сведения (о солнце, луне, воде, ветре, дожде, рождении, смерти и т. д.), которые разделяются всеми людьми без исключения и благодаря которым люди всегда могут найти основу (общее социальное знание) для коммуникации. Во-вторых, р е г и о н а л ь н ы е знания, т. е. ряд сведений, свойственных только жителям определенного района: напр., люди, живущие в пределах двух тысяч километров от северного полюса, знают, что такое снег, а некоторые жители экватора могут этого не знать. Наконец, в-третьих, так называемые с т р а н о в е д ч е с к и е знания, или знания, являющими социальными для населения только одной страны, или, если 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz