Иванищева, О. Н. Язык и культура : учебное пособие / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 191 с. – Библиогр.

антропоцентризмом, функционализмом и экспланаторностью8, актуальна, по нашему мнению, и для не-носителя языка, и для его носителя. Между тем культурный компонент лексического значения слова практически не представлен в толковых словарях русского языка. По этому поводу В. П. Берков, напр., пишет, что «в словаре под ред. С. А. Кузнецова (далее — БТС) валенки определяются как “мягкая зимняя обувь, с высоким голенищем, свалянная из шерсти”, т. е. отсутствует важный элемент информации: эта обувь в настоящее время в городах, кроме особых случаев, вышла из употребления. Предложение Доцент N. ходил в университет в ватнике и валенках едва ли будет правильно понято иностранцем, пользующимся только толковыми словарями русского языка» (Берков 2000: 68). Если словарная статья должна отражать существенные, важные признаки предмета, то неясно, почему, признанные таковыми, элементы культурного компонента не находят место в дефинициях. Хотя примеры такого подхода уже представлены, напр., в БТС: Береза — один из символов России, русской природы. В весенний праздник семик существовал обычай «завивать и развивать березку», когда вокруг этого дерева, украшенного лентами и платками, водили хороводы. Плакучие березы высаживают у мемориалов как символ скорби. Ветви березы — атрибут праздника Троицы: ими украшают жилище, их возлагают на могилы усопших и т. п. Верхний слой коры этого дерева широко используется в народных промыслах; Буревестник — после написания М. Горьким (1901) «Песни о Буревестнике » — символ грядущей революции; Верба — символ церковного праздника «Вербное воскресенье», т. к. именно она заменила на Руси ветви пальм, размахивая которыми, по библейскому рассказу, народ приветствовал Иисуса Христа при въезде в Mepycaniat; издавна существует поверье, будто верба обладает магическими свойствами: охраняет от злых духов, от всяких бед и напастей. ' Эти парадигматические черты современной лингвистики выделены Е. С. Кубряковой. Проявления экспансионизма Е. С. Кубрякова усматривает в возникновении «сдвоенных» наук (психолингвистика, социолингвистика, семантика синтаксиса и др.) и новых дисциплин (инженерная и компьютерная лингвистика), формировании новых областей знания внутри самой лингвистики (лингвистика текста, терия речевых актов и др.), а также в упрочении традиционных связей лингвистики с философией и логикой. Антропоцентризм заключается в том, что научный объект изучается прежде всего по их роли для человека. Под функционализмом, а точнее, неофункционализмом мыслят изучение языка в действии, имея в виду использование языка, его употребление. Эксппанаторность - это стремление найти то или иное объяснение и внутренней организации языка, и архитектонике текстов, и реальному осуществлению дискурсов, и порождению и пониманию текстов и т. п. (Кубрякова 1995:207-221). 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz