Иванищева, О. Н. Язык и культура : учебное пособие / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 191 с. – Библиогр.

L. Wittgenstein). Описание стереотипов, образов, фоновых знаний (того, что «стоит» за словом у носителя языка) будет задачей описания фрагментов языковой картины мира с точки зрения коммуникативной функции. Научная школа, возглавляемая проф. Т. В. Симашко, руководствуется иным подходом — в качестве центральной функции исследования принимается кумулятивная функция, обеспечивающая накопление и сохранение вербализованного опыта духовной и материальной жизни народа (см.: Языковая картина мира в кумулятивном аспекте 2006). Вопросы для контроля 1. В чем состоит сущность проблемы «Язык и культура»? 2. Как отражается в языке культура общества? 3. Какова специфика языковой картины мира? Темы рефератов 1. Из истории изучения взаимосвязи языка и культуры (идеи В. Гумбольта, Б. Уорфа и Э. Сепира, А. А. Потебни и др.). 2. Языковая картина мира (одного из языков на выбор). 3. Концепт как коллективное ментальное образование. Задания для самостоятельной работы 1. По мнению одних ученых, созданная языком картина мира — единственная существующая реальность. Все, что за пределами этой картины мира, для нас непознаваемо. Мы в состоянии постичь лишь слова и предложения (Heidegger 1959: 242; Wittgenstein 1995: 293-295). По мнению других, язык оказывает определяющее влияние на поведение людей: так, напр., известняк не воспринимается носителями английского языка как возможная причина пожара, т. к. по своей внутренней форме в английском языке слово limestone (известняк) восходит к слову stone (камень), т. е. обозначает то, что не горит (пример Б. Уорфа (Whorf 1956: 135)). Язык пронизывает все сферы жизни человека. Его роль в повседневном общении, общественной жизни, экономике, науке, искусстве, религиозной жизни едва ли осознается нами: сами не замечая того, мы чаще покупаем товар, название которого нам нравится (см.: Weisgerber 1957: 126-130). Выскажите свое мнение по этому поводу. 2. Опишите, каким, с Вашей точки зрения, может быть взаимодействие научной и национальной языковой картины 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz