Иванищева, О. Н. Язык и культура : учебное пособие / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 191 с. – Библиогр.
В. Б. Касевич, отличая языковую картину мира от текстовой, говорит о знаниях энциклопедического характера, которые закодированы в совокупности текстов, отражающих все аспекты познания мира человеком, данным историко-культурным сообществом. Текстовая картина мира — понятие широкое. Оно включает в себя и научную картину мира как логизированный свод дискурсивных знаний о внешней действительности, человеке, обществе, которые на данный момент утверждаются в науке. Ее функция отличается от функции наивной картины мира, которая складывается как ответ на практические потребности человека, как необходимая когнитивная основа его адаптации к миру (Касевич 1996: 77- 79; 179). Как известно, J1. В. Щерба называл наивные представления обывательскими: «Прямая [линия] определяется в геометрии как ‘кратчайшее расстояние между двумя точками’. Но в литературном языке это, очевидно, не так. Я думаю, что прямой мы называем в быту линию, которая не уклоняется ни вправо, ни влево (а также ни вверх, ни вниз)» (Щерба 1974: 280). Наивные знания носителя языка являются основой концепта в понимании Ю. С. Степанова. По его мнению, концепт — это тот «пучок» представления, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово. Причем он имеет три компонента: во-первых, основной, актуальный, «активный» признак, в котором концепт существует для всех пользующихся языком как средство их взаимопонимания и общения («23 февраля» и «8 марта» — праздничные, нерабочие дни); во- вторых, дополнительные, неактуальные, «пассивные» признаки, в которых концепт существует лишь для некоторых социальных групп («23 февраля» — для военнослужащих, особенно старшего поколения; «8 марта» — для деятельниц феминистского движения); в-третьих, внутренняя форма, или этимологический признак, который открывается лишь исследователям (знание исторических фактов о причинах празднования 23 февраля и 8 марта) (Степанов 2001: 43-48). Н. Д. Арутюнова «связывает концептуальный анализ с определением статуса мировоззренческих понятий в обыденном сознании людей (Арутюнова 1999: 325). Таким образом, концепт как весь комплекс знаний об обозначаемом моделирует действительность, которая характеризует наивные (обыденные) представл ения. Языковую картину мира можно изучать, по мнению проф. Т. В. Симашко, принимая в качестве центральной или коммуникативную, или кумулятивную функцию языка. Такой взгляд на проблему дает перспективы совершенно иного направления в исследовании того представления о мире, которое создается языком и, возможно, является единственно существующей для нас реальностью (М. Heidegger, 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz