Иванищева, О. Н. Язык и культура : учебное пособие / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 191 с. – Библиогр.

выбрать нечто важное, устоявшееся, типичное. На практике осуществить этот принцип чрезвычайно трудно. Элементы материальной культуры иногда заключают в себе для носителя языка нечто большее, чем это кажется на первый взгляд. Стул для представителя европейской культуры является просто мебелью, то, на чем можно сидеть, а в африканских племенах стул считается неотъемлемой частью души вождя (Шейнина, 288). Наличие у человека автомобиля и дачи в нашей стране, особенно в советские времена, означало определенный социальный статус, а в скандинавских странах это обычный уровень жизни, хотя тип дома или марка машины, безусловно, свидетельствует о той или иной социальной роли человека. Разумеется, представление о социальной значимости исторически изменчиво. Шведские исследования, касающиеся новых реалий и их роли в социальной культуре жителей северных областей Швеции, освещают факты, связанные, напр., с ролью автомобиля в жизни шведов 2(МЮ-х XX века. Социальная значимость понятия автомобиль, а значит, и слова, его обозначающего, складывалась из представления о реальной жизни северной Швеции в начале века. Огромные по меркам Европы расстояния, малонаселенность, отсутствие развитой системы коммуникаций — факторы, создающие большие проблемы для нормального существования людей, и эти проблемы легко решались с помощью автомобильного транспорта. Кроме того, автомобиль был для молодого поколения средством разрушить стереотипы мышления, подразнить старшее поколение (Sjostrom 1998: 21-22). Социальная значимость, свойственная шведскому слову bil (автомобиль) в 20-40 годы XX века, меняет свое содержание. Сейчас автомобиль в Швеции «не роскошь, а средство существования». Шведские семьи, как правило, имеют автомобиль, а то и два. Правда, в последнее время шведская молодежь в том числе по причине высокой стоимости курсов при автошколе предпочитает другой «фетиш» — хороший компьютер и мобильный телефон. 1.2. Язык и «картина мира» Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа заключает в себе такие глубины национального восприятия действительности, которые в современной лингвистике связываются с понятием я з ы к о в а я к а р т и н а ми р а (см., напр.: Апресян 19956; Гачев 1998; Вежбицкая 1999; Касевич 1996; Колшанский 1990; Корнилов 1999; Максимчук 2003; Маслова 2001; Щерба 1974). Языковая картина (модель) мира — это отраженные в категориях (отчасти и в формах) языка представления данного языкового коллектива о строении, элементах и процессах действительности в ее соотношении с человеком (Васильева, Виноградова, Шахнарович 2003: 179). 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz