Иванищева, О. Н. Язык и культура : учебное пособие / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 191 с. – Библиогр.

др. под.) Общечеловеческий культурный компонент в семантике русского слова (Русский язык и его история 1997: 21). Сопоставление с другой культурой, языком и менталитетом создает иной ракурс изучения языка. Русское осознается тогда, когда есть с чем сравнить. Писатель Сергей Есин в новой книге «Власть слова: Филологические тетради» пишет: «Я допускаю, что в каждом языке есть такие понятия, как отец, мать, родина, душа, дорога, пространство. Но согласимся, что в каждом языке эти понятия означают чуть разное — и что-то очень русское у нас» (Есин 2004: 144). Преподавание русского языка в школе (средней и высшей), несомненно, должна отражать актуальные проблемы лингвистики. Сопоставительный анализ на современном этапе развития лингвистической науки сейчас неразрывно связан с понятием языковая картина мира, антропоцентрическая и когнитивная парадигма. Именно эти подходы позволяют познать язык как часть культуры, дать знания, которыми владеет носитель языка / культуры. Выявление универсального и идиоэтнического в лексическом значении слов русского языка позволит не только по-иному взглянуть на методику компонентного анализа (методический аспект), но и осознать результат членения русским языком внеязыковой действительности (теоретический аспект). В лингвострановедении, напр., возник способ изучения лексического фона слов методом компарации (сличения, сравнения), суть которого состоит в том, что по единой схеме проводится параллельное описание некоторого факта двух культур, выраженного в русском и эквивалентном ему иноязычном слове. В работе болгарской исследовательницы К. Андрейчиной представлен анализ статьи из проекта Лингвострановедческого словаря «Отличник» с позиций носителя современной болгарской культуры. Отличник, - а, м. Школьник или студент, который имеет все отличные отметки на четверть или семестр. В школах, средних специальных учебных заведениях и вузах разработана система поощрений отличников учебы. В конце учебного года отличники в I—IX классах награждаются Похвальным листом. По окончании средней школы выпускникам- отличникам вручается золотая медаль. Отличники учебы в ПТУ, средних специальных учебных заведениях и вузах получают повышенную стипендию. Окончившие с отличием ПТУ или техникум пользуются льготами при поступлении в вуз. К. Андрейчина указывает, что некоторые сведения из этой словарной статьи окажутся для болгарина банальными, потому что определенные факты советской культуры полностью совпадают с аналогичными фактами 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz