Иванищева, О. Н. Язык и культура : учебное пособие / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 191 с. – Библиогр.

круглая, антоновка с красноватым бочком, антоновка приплюснутая, антоновка мелкая, антоновка крупная граненая, которая становилась, созревая, совсем желтой, причем каждого сорта — по нескольку яблонь (Сидоров, 90). Антоновка как реалия, согласно толковым словарям, имеет следующие признаки: зимний, поздний сорт; с зеленовато-желтыми плодами кисло-сладкого вкуса; ароматные, долго сохраняющиеся яблоки (ТСУ, СОШ, БТС, MAC). Эти признаки, хотя и являются основными в характеристике реалии (если судить по их фиксации в словарях), но не объясняют особенностей употребления реалии в конкретном тексте (почему конечно, в саду была антоновка ?). Обращение к двуязычным словарям тоже не дает ответа на вопрос: двуязычные словари, предлагая транслитерированный эквивалент (antonovka, Antonowka), поясняют его как сорт яблок (Collins, РИС, РФС, РБС, РНМС, РШС-92), сорт зимних (осенних), кислых (РАГС, РСС) или зеленых, долго сохраняющихся (РНС-2) яблок. В словарной статье MAC есть деталь, которая «проливает свет» на загадку текста — упоминание о том, что антоновка — широко распространенный зимний сорт яблок. Действительно, только знание о том, что антоновка — своеобразный с и мв о л средней полосы России (достаточно упомянуть известный каждому читающему русскому рассказ И. А. Бунина «Антоновские яблоки»), что это старинный русский сорт, популярный своим ароматом, вкусом, неприхотливостью и большим значением в хозяйстве (антоновку мочат, добавляют в капусту при заквашивании и т. д.), дает достаточно материала для правильного восприятия текста:42 конечно, в саду была антоновка, потому что в каждом саду средней полосы России есть антоновка. С точки зрения н о с и т е л я я з ык а , тривиальные признаки эксплицируются благодаря стереотипизации действительности в тексте.43 Какой-либо факт, описанный в тексте, вызывает «эффект узнавания», потому что отражает стереотипы национального поведения, которые, как известно, «позволяют ускорять процесс познания окружающей действительности и принятия решений. С их помощью осуществляется типологизация ситуаций и выбор ответных реакций» (Этнопсихологический словарь 1999: 249). С точки зрения н е - н о с и т е л я я з ык а , тривиальные признаки при представлении, напр., русской реалии в тексте на русском языке приобретают статус страноведчески ценных, так как предполагают знания 42См. очерк «Антоновка — антоновские яблоки» у А. А. Брагиной (1986: 14-17). 41 Ср. мнение авторов монографии «Национально-культурная специфика речевого поведения» о том, что «именно художественный текст в силу своей мифологичности и эмотивности служит источником появления и закрепления стереотипов» (Национально-культурная специфика речевого поведения 1977: 120); см. также: Дмитриева 1996. 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz