Иванищева, О. Н. Язык и культура : учебное пособие / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 191 с. – Библиогр.

бояться? Придурков, которых всех в один день в асфальт закатать можно, если всем миром навалиться... А мы все тридцать седьмому году удивляемся — как это люди могли допустить такое, почему не сопротивлялись... (Каралис, 28). Понимание текста подразумевает знание того, что случилось в тридцать седьмом году. Указание на такое знание в тексте осуществляется за счет введения местоимения в его отсылочной функции — «как это люди могли допустить такое». Таким образом, стимулирующий текст актуализирует страноведчески ценные признаки реалии, позволяя выделить те компоненты значения культурно-коннотированного слова, которые представляются важными для понимания текста не-носителем языка. 4.1.4. Констатирующий текст как способ актуализации элементов культурного компонента лексического значения слова К о н с т а т и р у ющи й текст актуализирует элементы описания реалии-слова, служит своего рода справочным пособием для читателя. Он может быть разных типов, различающихся по с п о с о б у п р е д с т а в л е н и я ( э к с п л и к а ц и и ) с т р а н о в е д ч е с к о й и н ф о р м а ц и и , а именно утверждающий, частично эксплицирующий и избыточно эксплицирующий. При анализе функционирования исследуемых единиц в у т в е р ж д а ющ е м т е к с т е констатирующего типа мы исходим из следующего положения: чтобы актуализировать обиходные знания среднего носителя языка, текст должен отражать его типовое усредненное представление о действительности (в том числе и о реалиях). Указание на это представление может осуществляться путем введения структур, утверждающих ту или иную информацию о различных свойствах реалии или о ее связи с другими явлениями действительности. Ср.: — Возьми бидон для кваса и купи все для окрошки, — слабым голосом говорит мама. — Знаешь ведь что? Он спокойно стоял с бидоном и слушал, что ему говорила мать из комнаты. Мать вполне связно перечисляла все, что нужно для окрошки <...> Мать не ощутила его задержки — за квасом всегда очередь, она придирчиво рассмотрела огурцы, редиску, зелень. Объяснила, что впредь редиску лучше покупать круглую, а не с вытянутым усом, что на головке редиски должна быть белая «лысинка», а сплошь бордово-красные — это для свиней. За лук похвалила — тонкоперый, для окрошки самое то. И колбасу он выбрал правильную — без жира. Конечно, он забыл про хлеб, но 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz