Иванищева, О. Н. Язык и культура : учебное пособие / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 191 с. – Библиогр.

Г л а в а 1 Язык и культура в их взаимодействии 1.1. Соотношение языка и культуры Вопрос о соотношении языка и культуры не новый в истории лингвистики. Идеи об одностороннем воздействии культуры на язык или языка на культуру сменяются идеями о взаимосвязи и взаимодействии языка и культуры, их онтологического единства. Как отмечает И. Г. Ольшанский, существует три подхода в изучении проблемы «язык и культура». Первый подход, разрабатываемый философами (С. А. Атановский, Г. А. Брутян, Э. С. Маркарян), исходит из одностороннего воздействия культуры на язык. С изменением действительности меняются культурно-национальные стереотипы и сам язык. Второй подход ставит своей задачей решение вопроса об обратном воздействии языка на культуру (В. Гумбольдт, А. А. Потебня, Й. JI. Вайсгербер). Третий подход основан на идее взаимосвязи и взаимодействии языка и культуры: с одной стороны, язык — составная часть культуры1, с другой — культура включена в язык (Ольшанский 1999: 18-19). В этом случае возникают вопросы, на которые ученые ищут ответы: включен ли язык в культуру, и если да, то как? Включена ли культура в язык, и если да, то как? Е. Ф. Тарасов в связи с этим приходит к мысли об онтологическом единстве языка и культуры, что обеспечивается идеальным, входящим как в язык, так и в культуру. Так как идеальное возникает только в деятельности человека, то онтологическая картина, в которой может быть вычленено и исследовано идеальное — звено, интегрирующее язык и культуру, — может быть только деятельностной онтологической картиной. В соответствии с деятельностной онтологией идеальное возникает только у человека, совершающего определенную деятельность, и возникает в форме образа результата деятельности, т. е. в форме, которую примет объект деятельности в процессе воздействия на него (Тарасов 1994: 106-107). Чтобы разобраться в сути взаимоотношений языка и культуры, необходимо определить понятие «культура». Понятие «культура» относится к разряду фундаментальных, исключительно важных, но терминологически неопределенных, широких, многозначных, т. е. таких, в которых каждый вкладывает свой смысл. ' Ср., однако, мнение И. А. Стернина о том, что «трактовка языка как явления культуры при широком понимании культуры (как совокупности материальных и духовных достижений общества) возможна, но такой подход не обладает эвристической ценностью» (Стернин 1999: 20).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz