Язык и культура малочисленных народов Севера: история и перспективы : учебное пособие / [авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула] ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2012. – 83, [10] с. : табл.

телей Западного Судана и т.д. Отсюда исследователи сделали вывод об и универсальном характере этой веры на ранних этапах истории религии . Особое уважительное отношение к Мяндашу и связано, вероятно, с этим. У В. Чарнолуского записана беседа с Ефимом Андреевичем Даниловым, в которой тот говорит: «Ты сам посуди: всякая тварь человеку дана - ну там рыба, дичь, пушной зверь... А вот олень - он сам мне дает. Он есть, и я есть... Вся наша жизнь - олень. Мы сами почитай что олени»224. «Настоя­ щие мяндаши живут на высокой горе, туда, на запад. Там у них высокая вершина, там у них дом стоит. Они живут в нем и видят все, что делается под горой, внизу: кто идет, кто бежит.. Все видят, все знают... А мяндашей никто не видит и никто не знает, где их найти. Ему и в глаза-то взглянуть опасно - ослепнешь и в уме помутишься»225. Мяндаш-пырре - все то добро, благо, что дает дикий олень человеку. Мяндаиі-пырре - понятие множественное226. Позже тотемом стал олень-человек, который и обожествлялся древними саамами. Слово это встречается в фольклоре и в этнографической литературе. В разговорной речи не употребляется. В словарях не зафиксировано. От этого слова другие слова образованы способом сложения. В сложных словах существительное «мяндаш» выступает в роли притяжательного прилагательного: Мяндаиі-вежа - жилище Мяндаша, Мяндаиі-каб - жена Мяндаша и т.д. Коннът-акка - сложное существительное, имя собственное. « Коннып » - « коаннът »227 имеет значение «дикий олень», а в словосочетании « нууранииййт выйтэ кууйе коаннта» {младшая дочь вышла замуж за дикого оленя ) имеет помету фольк. От существительного « коаннът» образованы глаголы « коаннътлэ » (убить кого-что быстро), « коаннътэ» (убить, умертвить кого-что, напр, из ружья волка). То есть слово это связано изначально с охотой на дикого оленя. « Акка » - от « ааккь »228 - 1) старая женщина, старуха; старушка; 2) ласк, женушка; «оаИка» - бабушка (мать отца или матери). Все эти существительные даны в одной словарной статье к слову «аак» (оаЬкэ) - самка (дикого оленя, лося). Коннът-акка - дословно женщина (жена, самка) дикого оленя. В нее превращается женщина-олень и всех детей в облике диких оленей выводит из мяндаш-вежи, когда ее сын, Мяндаш-парнъ, не смог больше жить с человеческой женщиной229. 223Пенсу М.Я. Религиоведение. С. 29 224Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С.21 225 Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С.117 226Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С.126 227СРС с. 117. 228СРС с. 23. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz