Язык и культура малочисленных народов Севера: история и перспективы : учебное пособие / [авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула] ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2012. – 83, [10] с. : табл.

стройный, медлительный, вёрткий, недотрога. Интересно, что поведение оленя ассоциируется в сознании носителей языка саамского народа с поведением и повадками рыб. Для сознания носителя исследуемого диалекта при названии оленей важен возраст особи и в связи с этим качество его шкуры. Выбор мотивационного признака для наименований оленей обусловлен социально-экономическими особенностями этноса. Вышеприведенный анализ показал, что отдельные наименования-лексемы получают те реалии, которые актуальны в сознании носителей языка. Для сознания носителя исследуемого диалекта при названии оленей важен возраст особи и в связи с этим качество его шкуры. Выбор мотивационного признака для наименований оленей обусловлен социально-экономическими особенностями этноса217. 2. Мяндаш-пырре - понятие отвлеченное, связанное с обожествлени­ ем тотемного животного - дикого северного оленя218. Это составное суще­ ствительное, имя собственное. Интересно значение и происхождение слова «Мяндаш». Современные саамы не связывают его с каким-либо значением. Однако у В. Чарнолуского встречаем такое толкование: «Мяндаш» от сло­ ва «мьянна» — нежный бархатистый мех, покрывающий молодые ростки оленьих рогов на первом-втором месяце219. В словаре СРС данное слово от­ сутствует. В словаре KKS meandas, А.Генетц дает этому слову помету ре­ лиг. - вожак стада диких оленей220. «Пырре» - означает «вокруг, кругом»221, «весь»222. Если исходить из того, что «Мяндаш» уходит корня­ ми в тотемистическую лексику, то можно предположить, что слово это из­ начально обозначало безличную сверхъестественную силу, управляющую природными процессами, находящуюся всегда и везде. То есть изначально это связано с божественным. Божественное везде, «пырре». «Мяндаш-пыр­ ре» -сверхъестественная сила, находящаяся везде. Первичной формой ре­ лигии было поклонение природе, т.е. безличной силе, обозначаемой поня­ тием «манна». Эта сила разносторонняя по своей направленности и по сво­ ему значению, она может действовать и во вред и на пользу. Мана считает­ ся присущей людям, которые имеют успех в жизни. Вера в существование безличной силы была обнаружена у многих племен и народов: «манна» у меланезийцев, «оренда» у ирокезов, «маниту» у алгонкинов, «ньяма» у жи­ 3,7 Использован материал отчета по гранту РГНФ № 08-04-18037 е (2008 г.) «Полевые исследования лексики кильдинского диалекта саамского языка» (руководитель проекта - О.Н. Иванищева, исполнители - А.М. Бутылева, А.Д. Прахова). См. также: Иванище­ ва, О.Н., Бутылева, А.М. Оленеводческая лексика кильдинского диалекта саамского языка. 218Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке, С. 134 219Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С.62 220KKS С.245 21СРС с.278. 22 ССРРС с.77. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz