Язык и культура малочисленных народов Севера: история и перспективы : учебное пособие / [авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула] ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2012. – 83, [10] с. : табл.
профессионального образования «Профессиональное училище № 26». Оба учреждения расположены в центре компактного проживания саамов — селе Ловозеро. В селе Ловозеро в школе-интернате в начальной школе выделено 2 часа факультатива на саамский язык (2 раза в неделю), на коми — 1 час. В профессиональном училище № 26 села Ловозеро на 1 курсе — 36 часов саамского языка по учебной программе в год, на 2 курсе — 35 часов, на 3 курсе — 30 часов. Постоянного расписания для этих уроков нет. В быту знания ученики не используют, в школе теорию языка не учат, а занимаются разговорным языком. В г. Мурманске в 2003 г. в течение полугода в гимназии № 9 было преподавание саамского языка в начальной школе (преподаватель - Надежда Золотухина). В детском саду № 2 села Ловозеро есть саамская группа из 10 человек разновозрастных детей, которые занимаются только разговорной речью. В г. Мурманске по личной инициативе саамских общественных деятелей осуществляется обучение саамскому языку взрослого населения. Есть несколько языковых курсов, в том числе в г. Мурманске (преподаватель — Роза Яковлева), в поселке Ёна (преподаватель — Татьяна Цмыкайло), в селе Ловозеро в Национальном культурном центре (преподаватель — Анастасия Яковлева), в офисе Центра саамских знаний (преподаватель — Мария Медведева). Однако подобное обучение осуществляется бессистемно, не имеет современной учебно-методической базы, рассчитано на крайне ограниченный набор слушателей и имеет своей целью исключительно развитие навыков устного общения. Проблема преподавания саамского, по мнению А.А. Антоновой, состоит в том, что преподаватели ориентируются на разговорный язык, не изучают грамматики. Что касается изучения культуры и истории саамского народа в средних образовательных учреждениях, то дело обстоит не лучшим образом: в 9 классе 1 час из 3 часов, предназначенных для преподавания истории, официально отводится на курс «История Кольского Севера с древнейших времен до начала XXI века». Но не все преподаватели истории используют этот час по прямому назначению. Историю и культуру саамов можно преподавать в средней школе только как факультатив, кружок или как внеклассное чтение, напр., на уроках литературы. Раньше в школах города и области была программа регионального компонента, но сейчас очень многое отдано на усмотрение учителя. В период с 1926 по 1937 гг. активно публиковалась учебная литература на саамском языке. Разработка и издание учебно-методической литературы для обучения саамскому языку были возобновлены лишь в 1980-е гг. в связи с публикацией букваря А.А. Антоновой. В 1990-х гг. учебно-методическая работа по саамскому языку активно осуществлялась 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz