Язык и культура малочисленных народов Севера: история и перспективы : учебное пособие / [авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула] ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2012. – 83, [10] с. : табл.

орнамент свидетельствует о древности саамской культуры. Его отличает геометричность узоров: мотивы вышивки состоят из ромбов, квадратов, полукружий; часто встречается изображение креста, присутствуют свастические элементы. Элементы орнамента несут большой смысл, который можно прочитать при определенных знаниях. Поэтому, вероятно, орнаментация и письмо восходят к одному корню. Подробный анализ типового состава орнамента дан в монографии А.П. Косменко. Исследователь обращает внимание на оригинальный состав мотивов у саами по сравнению с соседними народами. В состав мотивов входят геометрические и изобразительные. Изобразительные мотивы представляют собой более или менее стилизованные изображения людей, разных видов животных и растений103. В геометрических мотивах являются наиболее архаическими. «У кольских саамов, как и у восточносибирских народов, он считается основным, что свидетельствует о его глубокой типологической и исторической архаике»104. Для рукоделия саами использовали природные материалы, что отразилось в лексике. В то же время для рукоделия использовались и материалы, приобретенные в результате торговых контактов с соседними народами Время появления бисера как декоративного материала в саамской среде неясно. Первое письменное упоминание относится к рубежу ХѴІІІ-ХІХ вв. По мнению А.П. Косменко, бисер был знаком саами уже в XVIII в., на что указывают разные названия бисера в саамской лексике. «Наряду с широко бытовавшей калькой с русского «пёссяр», он был известен как «кёддък», что, по словам информаторов, означало «камень»105. Декоративно­ прикладное искусство саами имеет давние традиции, оно отражает традиционное мировоззрение коренного народа, является результатом своеобразных представлений саамов об окружающем их мире. Лексика декоративно-прикладного искусства свидетельствует о богатых самобытных традициях ручной работы, о смекалке коренного народа, который смог приспособить суровые условиях Севера для своего быта, умело используя природное богатство с художественным вкусом. В названиях праздников оставил своеобразные следы процесс христианизации саами, который протекал с XVI в. На Крещение через воду в проруби пропускали не только людей, но и упряжки оленей. В этот момент саам мог стоять в санях, править упряжкой и сам проходить через воду в проруби, в другом случае он шел по краю проруби, а оленей 103 Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России. С. 79. 104 Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России. С. 80. 105Косменко А.П. Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова ХІХ-ХХвв. С. 60. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz