Язык и культура малочисленных народов Севера: история и перспективы : учебное пособие / [авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула] ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2012. – 83, [10] с. : табл.
орнамент свидетельствует о древности саамской культуры. Его отличает геометричность узоров: мотивы вышивки состоят из ромбов, квадратов, полукружий; часто встречается изображение креста, присутствуют свастические элементы. Элементы орнамента несут большой смысл, который можно прочитать при определенных знаниях. Поэтому, вероятно, орнаментация и письмо восходят к одному корню. Подробный анализ типового состава орнамента дан в монографии А.П. Косменко. Исследователь обращает внимание на оригинальный состав мотивов у саами по сравнению с соседними народами. В состав мотивов входят геометрические и изобразительные. Изобразительные мотивы представляют собой более или менее стилизованные изображения людей, разных видов животных и растений103. В геометрических мотивах являются наиболее архаическими. «У кольских саамов, как и у восточносибирских народов, он считается основным, что свидетельствует о его глубокой типологической и исторической архаике»104. Для рукоделия саами использовали природные материалы, что отразилось в лексике. В то же время для рукоделия использовались и материалы, приобретенные в результате торговых контактов с соседними народами Время появления бисера как декоративного материала в саамской среде неясно. Первое письменное упоминание относится к рубежу ХѴІІІ-ХІХ вв. По мнению А.П. Косменко, бисер был знаком саами уже в XVIII в., на что указывают разные названия бисера в саамской лексике. «Наряду с широко бытовавшей калькой с русского «пёссяр», он был известен как «кёддък», что, по словам информаторов, означало «камень»105. Декоративно прикладное искусство саами имеет давние традиции, оно отражает традиционное мировоззрение коренного народа, является результатом своеобразных представлений саамов об окружающем их мире. Лексика декоративно-прикладного искусства свидетельствует о богатых самобытных традициях ручной работы, о смекалке коренного народа, который смог приспособить суровые условиях Севера для своего быта, умело используя природное богатство с художественным вкусом. В названиях праздников оставил своеобразные следы процесс христианизации саами, который протекал с XVI в. На Крещение через воду в проруби пропускали не только людей, но и упряжки оленей. В этот момент саам мог стоять в санях, править упряжкой и сам проходить через воду в проруби, в другом случае он шел по краю проруби, а оленей 103 Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России. С. 79. 104 Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России. С. 80. 105Косменко А.П. Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова ХІХ-ХХвв. С. 60. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz