Язык и культура малочисленных народов Севера: история и перспективы : учебное пособие / [авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула] ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2012. – 83, [10] с. : табл.

Самобытность народно-прикладного искусства кольских саами давно привлекала внимание исследователей. Одним из первых начал собирать памятники саамского искусства А.И. Кельсиев86, посетивший Кольский полуостров в 1877 и 1927 г. Лопарской экспедицией под руководством антрополога, профессора Д.А. Золотарева87 было собрано значительное количество предметов саамской культуры и быта. Этнограф В.В. Чарнолуский оставил зарисовки народно-прикладных предметов88. Ценные сведения об искусстве саами, рисунки, фотографии содержатся в монографии Н.Н. Харузина «Русские лопари»89. Вопросы саамского декоративно-прикладного искусства освещены в статьях Н.К. Ведерниковой90, Е.В. Иванова91. Первый исследователь - И. Георги подробно перечислил виды саамских художественных занятий, дал описание техники изготовления оловянных нитей, применявшихся в своеобразном виде вышивания, свойственном только саамам и к XIX в, уже утратившим свое значение. Краткие сведения о саамских ремеслах, а чаще просто упоминания появляются во многих общих работах XIX в.92. Специальному научному анализу, хотя и очень сжатому, народное искусство кольских саами было подвергнуто только в монографии Н.Н. Харузина93. Исследователь дал сравнительную характеристику орнамента саамов, отметил их близость с самодийскими и угорскими орнаментами. Н.Н. Волков определяет саамское искусство как искусство сугубо геометрического типа и указывает на многообразие технических приемов исполнения орнамента94. К материалам по народному творчеству кольских саамов обращались многие исследователи, однако тема эта «находится еще на начальной стадии разработки. В этнографической литературе она фактически не получила систематического освещения»95. В работе А.П. Косменко 86См. об этом: Визе В.Ю. Лопарская музыка. С. 482. 87 Золотарев Д.А. Лопарская экспедиция; Он же: На Западно-Мурманском побережьи летом 1928 года. С. 1-21. “ См. иллюстрации: Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. !5Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 55-134. 90Ведерникова Н.М. Народное декоративное искусство кольских саамов/ Традиционное искусство и современные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: Сборник трудов. М.: "НИИХП", 1981. С. 13-29. 91 Иванова Е.В. Народное декоративно-прикладное искусство кольских саамов // О самобытной культуре поморов и саамов. Мурманск: Мурманский областной научно-ме­ тодический центр системы образования, 1994. С. 39-40. 92 Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2002. С.23. 93Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 94-95. 94Волков Н. Изобразительное искусство саамов // Народное творчество. - М., 1939. — № 3 , - С, 49-50. 95Косменко А.П. Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова ХІХ-ХХ вв.: этнографический очерк. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz