Язык и культура малочисленных народов Севера: история и перспективы : учебное пособие / [авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула] ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2012. – 83, [10] с. : табл.
Кельсиев, посетивший русскую Лапландию в последней четверти XIX в.: «Лопари не имеют никаких музыкальных инструментов, не поют и песен не знают»80. Вероятно, это заявление авторитетного ученого не способствовало интересу к изучению музыкальных инструментов саами, тем более что еще один российский ученый Ю. Визе, посетивший Кольский полуостров в начале XIX в. и собиравший саамские песни, подтвердил: «Своим собственным музыкальным инструментом лопари не обладают, но перенятая от поморов «гармошка» начинает приобретать среди лопарей большую популярность; однако на гармонии они совершенно не играют своих мелодий, предпочитая в данном случае русские и карельские мотивы»81. Своеобразное саамское пение не предполагает аккомпанемента на обычных инструментах, оно явилось результатом самобытного образа жизни саамов - полукочевого. Кроме того, лопари неохотно пели перед незнакомыми людьми, а тем более могли не показывать какие-то приспособления для издавания звуков. Они оберегали свой фольклор. Поэтому под гармошку саами поют русские и карельские песни. «Становится несостоятельным и утверждение, что у саами якобы нет музыкальных инструментов. По инициативе руководителя Ловозерского ансамбля песни и пляски В.Д. Гуринова воссоздаются забытые национальные инструменты»82. «Тогда были отмечены как воссозданные забытые национальные инструменты навьт «завывалка», хоуфф «жужжалка», келлах «колокольчики», придуманные самими участниками ансамбля - постучалки, оленьи копытца, природные камушки»83. В 2001 г. студент Петрозаводской консерватории для сбора материала к дипломной работе несколько раз побывал на Кольском полуострове, собрал сведения о саамских инструментах и классифицировал их84. Морфология саамского музыкального инструментария тесным образом связана с флорой и фауной Лапландии. Основной корпус инструментария составляют кости и иные анатомические части животных - рога, копыта, шкура и сухожилия оленя, медвежьи, волчьи клыки и когти, щучьи и лосиные зубы, горло арктической гагары, тетерева и гуся. Музыкальные инструменты выполняли культовую и хозяйственно промысловую функцию85. “ Визе В.Ю. Лопарская музыка // Известия Архангельского общества изучения Руссого Севера. - 1911.-№ 6 .-С . 482. 1 Визе В.Ю. Лопарская музыка. С. 483. 82 Беляева Л.С. Саамская этнопедагогика: Учебное пособие по спецкурсу. Мурманск: МГПИ, 1991. С. 38. “ Киселев А.А., Киселева Т.А. Советские саамы: история, экономика, культура. Мур манск: Кн. изд-во, 1987. С. 169. м Соловьев И.В. О музыкальном инструментарии саамов: некоторые уточнения класси фикации. // Наука и бизнес на Мурмане. - 2007. - № 5. - С. 58-60. 15Соловьев И.В. Инструментальные основы музыкальной культуры саами. С. 12. 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz