Язык и культура малочисленных народов Севера: история и перспективы : учебное пособие / [авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула] ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2012. – 83, [10] с. : табл.
«долгими кочевками, одинокой ездой на оленях, жизнью саамов, ограниченной рамками семьи, оторванной от большого коллектива оленеводов»74. В саамских песнях обнаруживается характер коренного народа Кольского полуострова: «преданность лопаря к своей родине, мягкость и нежность его чувства, миролюбие и способность его к глубокой любви»75. По мнению ученых, «музыкальная культура саами - одна из древнейших в ряду культур народов Севера нашей страны», она связана с наскальными рисунками76, «саамские песни еще в большей степени, чем сказки, являются реликтом глубокой древности»77. В научной литературе нет отдельных работ, посвященных танцевальному искусству саамов. По словам исследователей, «танцевальные жанры не характерны для саамского народного творчества», поэтому традиционные народные саамские танцы не зафиксированы. Современные народные танцы поставлены на основе немногочисленных бытовых обрядов саамов78. Д.А. Золотарев, наблюдавший танцующих на вечеринке в Ловозере, отмечал: «Сюда проникли не только кадриль и полька, но и тустеп, краковяк, па-де- спань. Правда, новые танцы умеют исполнять не все. У лопарей самым большим успехом пользуется «опчая», когда в маленькой комнате буквально не остается пустого мести и все как бы топчутся в общей массе»79. По свидетельству информантов, саами любили танцевать кадриль, которая на Кольском полуострове имеет свои особенности по сравнению с кадрилью, исполняемой за рубежом. Традиционные танцы саами связаны с мифологическими представлениями, в их символическом языке обозначаются ценностные ориентации этноса, они связаны с обрядовым комплексом. В саамских танцах заключено пластически-образное мышление народа. Семантика народных танцев саамов состоит в подражании природе: танец ворона, медведя, оленя, они могли являться частью ритуального действа на основе почитания тотема. Ритуальные танцы рассматриваются как своеобразная форма . пластически-танцевального проявления этноса, в котором отражены его мифо-религиозные представления. Долгое время считалось, что у саамов не было музыкальных инструментов. Об этом писал в свое время русский ученый этнограф А.И. 73Сенкевич-Гудкова В.В. Лирические песни нотозерских саами // Вопросы литературы и народного творчества / Труды Карельского филиала Академии Наук СССР Вып. XX. Петрозаводск: Карельский филиал АН СССР, 1959. С. 41. 74Сенкевич-Гудкова В.В. Лирические песни нотозерских саами. С. 41. 75Немирович-Данченко В.И. Страна холода. С. 213. 76Травина И.К. Саамские народные песни. М.: Советский композитор, 1987. С.4. 77Сенкевич-Гудкова В.В. Лирические песни нотозерских саами. С. 41. 71Вагинова Л.С. Музыкальная культура Мурмана в XX веке // Каликинские чтения. Му зыкальное пространство Кольского Заполярья: история и современность: Сборник научных статей / Отв. ред. Г.И. Шевченко. Мурманск: МГПУ, 2009. С. 5. ” Золотарев Д.А. Лопарская экспедиция. С. 13. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz