Язык и культура малочисленных народов Севера: история и перспективы : учебное пособие / [авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула] ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2012. – 83, [10] с. : табл.
погребение) и послепохоронный (поминальный). В группе слов «представления о смерти» выявляются семантические оппозиции «своя / не своя смерть»: «умереть не своей смертью», «преждевременно умереть», «умереть до своего дня», «до своего дня закрыл глаза». В данных сочетаниях заключено представление саами о предназначенном каждому человеку своем времени ухода из жизни. «Умереть не своей смертью» — значит не дожить до такого дня. Под влиянием христианства у саами появляется обряд отпевания в церкви. Долгое время утверждалось, что саами не имеют своих песен, однако это мнение было опровергнуто учеными-этнографами В.И. Немировичем- Данченко в книге «Страна холода» («У меня не мало записано таких песен и сказок. Некоторые из них, очевидно, составлены под влиянием русских, другие совершенно оригинальны, но все же носят на себе следы влияния русских»68) и Н.Н. Харузиным в книге «Русские лопари»69. В.И. Немирович-Данченко отмечал однообразие саамских мотивов, что объяснял влиянием окружающей природы, сделал ценные замечания о музыкальности песен саамов: «Напев их представляет постоянное повышение и понижение тона на терцию. Лопарская песня чрезвычайно напоминает переливание воды в ручье, тихое журчание потока»70.Научное изучение музыкального фольклора кольских саамов начинается в XX в. Впервые его исследует в 1937 г. М.И. Чулаки, спустя 10 лет исследования саамского фольклора продолжают В.В. Сенкевич-Гудкова, И. Богданов, Я. Сарв, И.К. Травина. Саамскую песню анализировали с точки зрения импровизации, разновидности, структуры музыки и поэтического текста (М.И. Чулаки), жанровых признаков (В.В. Сенкевич-Гудкова), открывали для слушателей красоту ее звучания (И. Богданов, Я. Сарв), классифицировали по жанрам (И.К. Травина), исследовали воспитательные возможности саамских народных песен (Л.С. Беляева)71.В.В. Сенкевич- Гудкова отмечала лиричность саамских песен-импровизаций72, влияние на них образа жизни: «Они - яркий образец своеобразной оленеводческой лирики. Способ ведения хозяйства здесь очень влияет и на форму, и на содержание песен»73.Данная группа лексики отражает особенности песенного искусства саамов, связанные с кочевым образом жизни народа, 61 Немирович-Данченко В.И. Страна холода. Виденное и слышанное. СПб.: Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1877. С.213. 69Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 376-385. 70Немирович-Данченко В.И. Страна холода. С.213. 71 См. об этом: Черненкова Л.И. Песенные традиции ловозерских саамов Мурманской области // III Масловские чтения: Материалы региональной научно-практической и ли- тературяо-художественной конференции памяти B.C. Маслова. Мурманск: МГПУ, 2005. 206 с. 12 Сенкевич-Гудкова В.В. Поэтичесчкая структура саамской лирической песни-йойки // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск: Мордовское книжное Изд- во Управления по печати при Совете Министров МАССР, 1972. С. 241. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz