Язык и культура малочисленных народов Севера: история и перспективы : учебное пособие / [авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула] ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2012. – 83, [10] с. : табл.
крещения священник освящал воду в купели, читал молитву, а затем окунал ребенка в воду. Поскольку обряд крещения у саами мог происходить не только в церкви, но и дома, то для омовения использовались, вероятно, любые приспособления, в которых можно было окунуть и омыть ребенка. Описание саамских свадебных обрядов встречается в работах Н.П. Большаковой55, Н.Н. Волкова56, А.Я. Ефименко57, Д.А. Золотарева58, Н.Н. Харузина59, В. Харузиной60, В.В. Чарнолуского61, И. Шеффера62 и других этнографов. Обычай приготовления всего необходимого для замужества был известен саами до взаимодействия с русскими. В саамской свадьбе есть обряд, когда невеста переодевается перед венчанием. В этом ей помогает определенная женщина. Эта женщина не обязательно родственница невесты Словосочетания «олененок {самка) или важенка, подаренная отцом (напр, дочери на свадьбу)», «символ подаренного на свадьбу оленя», «символ подаренной на свадьбу овцы» отражают этническое своеобразие коренного народа, выраженное в древних обычаях, которые сохранились до сих пор. Описанию погребальной обрядности саами Кольского полуострова посвящены труды Н.П. Большаковой63, Де-Ламартиньера64, Ф.Г. Иванова- Дятлова65, Т.В. Лукьянченко66, Н. Н. Харузина67. В структуре погребально поминального обряда кильдинских саами можно выделить три периода: предпохоронный (момент наступления смерти, приготовление умершего к погребению, прощание с умершим), похоронный (захоронение или 55Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. Мурманск: Кн. изд-во, 2005. С.85-97. 56Волков Н.Н. Российские саамы. С. 53-55 57 Ефименко А.Я. Юридические обычаи Лопарей, Корелов и Самоедов Архангельской губернии // Записки Императорскаго Русскаго Географическаго Общества по отделе нию этнографии. Томъ 8. Издан под редакцией действ, члена П.А. Матвеева. СПб.: Ти пография В. Киршбаума, в д. Министерства Фин; на Дворц. площ., 1878. С. 1 9 -2 8 . s’ Золотарев Д.А. Лопарская экспедиция. Л.: Издание Государственного Русского Гео графического Общества, 1927. С. 18; Он же. На Западно-Мурманском побережьи летом 1928 года // Кольский сборник: труды антрополого-этнографического отряда Кольской экспедиции. Материалы комиссии экспедиционных исследований. Вып. 23. Серия се верная. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1930. С. 1-21. " Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 280 -297. “ ХарузинаВ. Лопари. СПб.: Типо-лит.М.П. Фроловой, 1902. С. 26-28. 61Чарнолуский В.В. Материалы по быту лопарей: опыт определения кочевого состоя ния лопарей восточной части Кольского полуострова. Л.: Издание Государственного Русского Географического Общества, 1930. С. 100-103. а Шеффер И. Лапландия. С. 305-321. 63Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. С. 270-275. “ См. об этом: Волков Н.Н. Российские саамы. С. 57. “ Иванов-Дятлов Ф.Г. Наблюдения врача на Кольском полуострове. С. 94-96. 66Лукьянченко Т.В. Семья и обряды жизненного цикла. С. 115-117. 67Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 155-277. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz