Язык и культура малочисленных народов Севера: история и перспективы : учебное пособие / [авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула] ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2012. – 83, [10] с. : табл.

саами характерны тотемизм40, фетишизм41, анимизм42. С этими верованиями слились и возникшие позднее магия и шаманизм43. После распространения христианства саамы долгое время оставались «полуязычниками», формально соблюдая христианские обряды44. Таким образом, язычество по-прежнему играло важную роль в жизни саами. Семейные обряды являются важными компонентами традиционной культуры народа саами. Описание отдельных элементов саамского родильного обряда встречается в работах Н.Н. Волкова45, Ф.Г. Иванова- Дятлова46, Т.В. Лукьянченко47, Н.Н. Харузина48, И. Шеффер49. Однако лексика родильного обряда кильдинского диалекта саамского языка практически не представлена в данных этнографических работах. Обряд крещения относится к церковным обрядам и связан с христианизацией саамов Кольского полуострова, которая произошла окончательно только в XVI в., хотя о контактах русских с саами известно с конца XII в. Длительное общение саами с русским населением подготовило почву для перехода их к христианству50. Как отмечает этнограф Н.Н. Волков, христианскими обрядами сопровождались обряды жизненного цикла: рождение ребенка, вступление в брак и похороны51. Важным вопросом первого периода появления ребенка в семье был вопрос о его крещении. Описание элементов саамского обряда крещения встречается в работах Т.В. Лукьянченко52, Н.Н. Харузина53, И. Шеффера54. Однако лексика крестильного обряда кильдинского диалекта саамского языка практически не представлена в данных этнографических работах. Во время крещения, как известно, ребенку давалось имя, которое обычно выбиралось по святцам, т.е. ребенка называли именем того святого, на день которого приходилось его рождение или крещение. Христианский обряд крещения в церкви проходил по канонам православия. Во время совершения обряда 40Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. проф. В.И. Жукова. 3-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. С.83. 41Лобазова О.Ф. Религиоведение. С. 88. 42Чарнолуский В.В. В краю летучего камня; Лобазова О.Ф. Религиоведение. С.92. 43 Волков Н.Н. Российские саамы. С.73 44Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 181; Ушаков И.Ф. Избранные произведения.В 3 т. Т. 1 Кольская земля. С. 114. 43Волков Н.Н. Российские саамы. С. 55-56. 46Иванов-Дятлов Ф.Г. Наблюдения врача на Кольском полуострове (11 января - 11 мая 1927 г.). Л.: Изд. Государственного Русского географического общества, 1928. С. 88-91. 47Лукьянченко Т.В. Семья и обряды жизненного цикла. С. 112-113. 48Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 306-309. 49Шеффер И. Лапландия.М,: ИПО «У Никитских ворот», 2008. С. 322-334. 50Ушаков И.Ф. Избранные произведения. Т. 1 Кольская земля. С. 42. 31Волков Н.Н. Российские саамы. С. 72. 32Лукьянченко Т.В. Семья и обряды жизненного цикла. С. 108-117. 3 Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 178-206, 256-258. 34Шеффер И. Лапландия. С. 326. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz