Язык и культура малочисленных народов Севера: история и перспективы : учебное пособие / [авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула] ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2012. – 83, [10] с. : табл.

Краткое содержание лекции: О самобытности духовной культуры саами, о том, что она представляет большой познавательный и научный интерес, говорил В.В. Чарнолуский29. Священник К. Щеколдин, собирая саамский фольклор, опроверг мнение о том, что у этого народа нет собственной культуры. Однако при всем интересе к уникальной культуре северного народа духовная культура саами Кольского полуострова не была отдельным предметом исследования ученых. До начала XVIII в. научного исследования Мурмана не было, научный интерес к истории и культуре региона появляется в конце XIX - начале XX вв., когда мурманский регион становится предметом исследования историков, географов, этнографов В.Ю. Визе, М.А. Кастрена, А.И. Кельсиева, С.В. Максимова, Н.Н. Харузина, В.И. Немировича-Данченко и др., писателей К.К. Случевского, М.М. Пришвина и др., художников А.Н. Бенуа, В.В. Верещагина, К.А. Коровина и др. Появляется образ представителей коренного северного народа, его культуры30. На отсутствие монографических описаний культуры саами до революции указывал З.Е. Черняков. Отправной точкой изучения этнографии саами ученые признают книгу Н.Н. Харузина «Русские лопари» . О ранних формах религии у саами Кольского полуострова писали этнографы Н.Н. Волков32, Н.Н. Харузин33, В.В. Чарнолуский34, З.Е. Черняков35, историк И.Ф.Ушаков36. Ученые отмечали, что до принятия христианства саами были язычниками: поклонялись различным божествам-духам (сейдам), которым приносили в жертву часть охотничьей добычи. «Лопари, как было уже сказано, погружены были в самое грубое идолопоклонство»37, «под фанатическим руководством своих жрецов и кебунов они боготворили гадов, ночных нетопырей и других животных»38. Для дохристианских (языческих39) религиозных верований 29Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С. 257. 30Мосолова Л.М., Вагинова Л.С. История культуры Кольского Заполярья. С. 23. 31 Харузин Н.Н. Русские Лопари (Очерки прошлаго и современнаго быта). М.: Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсонъ, 1890. 472 с. 32Волков Н.Н. Российские саамы. 33Харузин Н.Н. Русские Лопари. 34 Чарнолуский В.В. В краю летучего камня; Чарнолуский В.В. Легенда об олене- человеке. 35Черняков З.Е. Очерки этнографии саамов. 36 Ушаков И.Ф. Избранные произведения. В 3 т. Т. 1 Кольская земля. Мурманск: Кн. изд-во, 1997. 647 с. 37 Печенгскій монастырь, основанный Преподобнымъ Трифономъ, просветителемъ лопарей. Историческій очеркь. СПб., 1892. 33 с. 38 Печенгскій монастырь, основанный Преподобнымъ Трифономъ, просветителемъ лопарей. С. 6. 39Ленсу М.Я. Религиоведение: Учеб. пособие. Мн.: Новое знание, 2003. С. 419. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz