Язык и культура малочисленных народов Севера: история и перспективы : учебное пособие / [авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула] ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2012. – 83, [10] с. : табл.

на материале йоканьгского диалекта. В основе этнографической самобытности саами лежит оленеводство25. Своеобразный тип хозяйства российских саами связан с сезонными перекочевками и уникальной социальной организацией, т. наз. сыййтом, когда собрание старших или глав семей контролировало охотничьи и рыболовные угодья семей. Цикл кочевания зависел от местного ландшафта, времени года и от биологических особенностей поведения оленей, рыб, птиц и зверей. «Потому кочующие, что лопарь живет по рыбе и по оленю. В жаркое время олень от комара подвигается к океану. Лопарь - за ним»26. Характер традиционного саамского хозяйства предполагал бережное отношение к природе. Саам никогда не брал рыб или птицы больше, чем нужно для нужд семьи. Таким образом, все эти условия существования саами сформировали их этнографическую самобытность. Цикличная система хозяйства просуществовала у саами в чистом виде до начала XX в. Систему эту разрушила ликвидация традиционной системы пользования угодьями в 1917 г. и последовавшая вслед за этим коллективизация27. Промышленное освоение края принесло значительный урон природе и традиционным видам хозяйственной деятельности. Саами, по замечанию известного исследователя саамского языка и культуры Г.М. Керта, отторгли от привычной среды обитания: отрасли хозяйства, считавшиеся исконно саамскими, подчинены государственным структурам и не приносят того дохода саамскому населению, который могли бы. Надежду на восстановление и развитие оленеводства как традиционного типа хозяйственной деятельности дает начавшееся в 2000-х гг. возвращение ряда кольских саамов к занятиям этим промыслом: в Ловозерском районе Мурманской области действует несколько оленеводческих сельскохозяйственных производственных кооперативов. При этом особое внимание уделяется развитию исконно саамской системы оленеводства, а не заимствованной и получившей распространение в начале XX века коми-ижемской системы крупностадного оленеводства, противоречащей саамским традициям. Время возникновения оленеводства наукой еще не установлено. Представляя две противоположные точки зрения на происхождение оленеводства (оленеводство недавнего происхождения, притом строго локализовано; оленеводство древнего происхождения, возникшее независимо в разных районах ойкумены), З.Е. Черняков показывал, что они основаны на неверных предпосылках: те и другие рассматривают оленеводство как некую отрасль скотоводства. Как утверждал ученый, в 25Волков Н.Н. Вопросы этнической принадлежности и происхождения саамов. С. 46. “ Керт Г.М. Саамский язык. С. 41. 27Киселев А.А. Очерки этнической истории Кольского Севера. Мурманск: МГЛУ, 2009. С. 19-20. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz