Язык и культура малочисленных народов Севера: история и перспективы : учебное пособие / [авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула] ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2012. – 83, [10] с. : табл.
на самостоятельное решение своих экономических и социальных проблем; 2) несмотря на декларацию о защите прав саами и признание некоторых негативных последствий русско-саамских контактов, при опоре на эволюционистские и просветительские идеи происходит оправдание колонизационного процесса и политики внедрения саами в структуру российского государства, что приводит к разрушению культуры традиционного типа и утрате культурной самобытности 12. Саами — народ самобытной арктической культуры, однако «культура их не образует круга явлений, присущих лишь саамам»13. Этнографическая самобытность коренного народа явилась результатом их проживания с незапамятных времен в суровых арктических условиях Севера, разнообразных культурных связей саами, которые исторически уходят в глубокую древность14. «Исследования, произведенные в различных районах Заполярья, свидетельствуют, что Арктика неоднократно заселялась пришельцами из южных таежных районов, приносивших с собою различные культурные этнические типы. Говорить о существовании здесь единой культуры, охватывающей весь арктический регион в какой-либо период каменного века или эпохи раннего металла < ...> нельзя»15. Сохранившиеся предания о подземных жилищах, геометрический орнамент, поклонение сейдам (священным камням), сакральное значение белых оленей, саамские нойды (колдуны) свидетельствуют в пользу культурных связей саами с народами Европы и могут относиться к периоду варварства. Культурную близость саами с народами Севера В.Г. Богораз-Тан охарактеризовал так: «В области религии можно указать на сходство представлений и рассказов о духах, очевидно относящихся к одной и той же ступени анимизма»16. Такое же сходство существует в представлениях, связанных с шаманством17. Форму хозяйства, образ жизни, бытовой уклад, особенности духовного склада и художественного творчества коренного народа на всех этапах его существования в значительной степени определили природные условия Севера18. Однако хозяйственно-культурные особенности неодинаковы для всех групп саами, 12 Бодрова О.А. Специфика описания культуры саамов в русской этнографической литературе второй половины XIX века [Электронный ресурс] // Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера / URL:: http://folk.pomorsu.ru/index.php? page=opensource/40 (дата обращения 19.08.2012). 13Волков Н.Н. Вопросы этнической принадлежности и происхождения саамов // Наука и бизнес на Мурмане. —2007. — № 4. — С. 43. 14Волков Н.Н. Вопросы этнической принадлежности и происхождения саамов. С. 43. 15 Турина Н.Н., Хлобыстин Л.П. Заселение Арктики // Памятники культуры. Новые открытия: письменность, искусство, археология. М.: Наука, 1975. С. 410. 16Волков Н.Н. Вопросы этнической принадлежности и происхождения саамов. С. 44. 17Волков Н.Н. Вопросы этнической принадлежности и происхождения саамов. С. 45. 1 Мосолова Л.М., Вагинова Л.С. История культуры Кольского Заполярья: курс лекций. СПб.: Астерикон, 2006. С. 19. 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz