Язык и культура малочисленных народов Севера: история и перспективы : учебное пособие / [авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула] ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2012. – 83, [10] с. : табл.

поступавшие лишь от немногочисленных путешественников, были крайне разноречивы. Возможно, о лопарях, называя их финнами, упоминает римский ученый Тацит (около 90 г. н.э.), отмечая их чрезвычайную дикость и отвратительную бедность9. В русских летописях население Кольского полуострова именуется как «лешая» (лесная) или «дикая лопь». В летописях рассеяны сведения о жизни, занятиях и верованиях саами. Русские источники отмечали те же черты их быта, что и западноевропейские документы. Например, монашеские рукописи основанного в 1436 г. Соловецкого монастыря свидетельствовали, что «лопляне... яко зверие дикие живуще в пустынях непроходимых, в разселинах каменных, не имуще ни храма, не инаго потребного к жительству человеческому; но токмо животными питахуся, зверьми и птицами и морскими рыбами, одежа же - кожа еленей тем бяше»10. Можно предположить, что такие впечатления от саами были связаны с настолько самобытной культурой этого северного народа, что она не могла быть понята соседними с саами народами, стоявшими на более высоких ступенях развития. В процессе освоения северных пространств саамским народом сложилась своеобразная арктическая культура саами, отличающая их не только от европейских соседей, но и от народов Зауралья (самодийцев, обских угров), сходных с саами по условиям жизни. В общественной жизни саами, вплоть до начала XX в., сохранялись пережитки первобытнообщинного строя11. Авторы этнографической литературы чаще всего характеризуют саами как дикарей или полудикарей. Показателями малой развитости последних являются, главным образом, экономический, общественный и религиозный аспекты. Критике подвергают традиционный способ ведения хозяйства саамов, в первую очередь, их кочевой образ жизни. Придавая большое значение религиозному аспекту, М. Кастрен считает, что в этом отношении саами стоят «на очень низкой степени» и «подобный дикий народ вовсе не способен к высокому религиозному понятию». Авторами низко оценивается уровень социального развития саами. Менее предвзято к оценке и описанию культуры саамов подходят сторонники просветительских взглядов. В.И. Немирович-Данченко пишет следующее: «Вообще, зачастую мне приходилось убеждаться, что лопари далеко не так глупы, как рассказывают о них русские поморы. Способности их ничуть не ниже наших, изобретательность и сообразительность тоже». Феномен культуры саами в этнографических текстах рассматривается с разных точек зрения: 1) коренные народы изображаются как полудикари или же как «меньшие братья», отставшие в развитии от европейцев и неспособные 9Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. М.: Наука, 1965. С. 11. 10 Кошечкин Б.И. Древние религиозные представления и обряды кольских саамов // Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука, 2003. С. 118. 11Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. М.: Мысль, 1972. С. 255, 256. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz