Иванищева О.Н. Этнокультурная идентичность и язык. Труды Кольского научного центра РАН, серия "Гуманитарные исследования". 2016, № 3 (37), вып. 9, с. 111 - 115.
Наше исследование кильдинского саамского языка, ведущееся с 2007 г. (см.: [Словарь лексики духовной культуры кольских саами, 2013; Словарь лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий кольских саамов, 2014; Зоонимикон кильдинского диалекста саамского языка, 2015]), на данном этапе посвящено созданию тезауруса этого языка. Тезаурусом мы называем словарь, где слова-понятия расположены в определенной системе, отражающей вхождение одних смыслов в другие, более общие. В иной терминологии такой словарь называется идеографическим. На тот факт, что идеографический словарь отражает видение мира определенного народа, указано уже неоднократно. Если бы можно было составить такой словарь, то мы бы получили систему знаний о мире, связанную с местом данного народа в пространстве. Определение такого места может быть признаком, по которому человек определяет себя и как часть этноса. Создание тезаурусов сводится к решению двух проблем: что выносить в качестве ведущего (заглавного) слова и по какому принципу отбирать разделы (поля). Важно отметить, что заглавным словом в тезаурусе является, по определению Л. В. Щербы, слово-понятие [Щерба, 2002], а, по мнению Н. Ю. Шведовой, концепт [Русский идеографический словарь, 2011]. В «Русском идеографическом словаре» Н. Ю. Шведова опирается на идеи, исходящие от самого языка - смыслы собственно бытия, действия, состояния, признака, количества, места, времени, цели, причины. Предметом описания в «Русском идеографическом словаре» является концепт и его смысловая парадигма. Концепт («ключевой» концепт, или «великий» концепт) определяется в словаре как исторически сложившаяся понятийно языковая целостность, т. е. отлившееся в слово, им материализованное, в него вмещённое понятие, относящаяся к духовному, ментальному миру жизни человека либо к материальной жизнеобеспечивающей, жизнеобразующей сфере его бытия [Русский идеографический словарь, 2011]. Понятно, что принципиального различия в позициях Л. В. Щербы и Н. Ю. Шведовой нет. Это в любом случае слово (форма) с вмещенным в него понятием, смыслом (содержание). В истории идеографических словарей (тезаурусов) представлено несколько синоптических схем. Так, синоптическая схема Халлига-Вартбурга представляет 3 класса: Вселенная (без человека); Человек; Человек и Вселенная. Поля в разделе Вселенная: Небо и небесные тела; Земля; Растительный мир; Животный мир. Поля в разделе Человек: Человек как живое существо; Душа и разум; Человек как общественное существо; Социальная организация и социальные институты. Поля в разделе Человек и Вселенная: A priori (Бытие; Качества и состояния; Отношение, порядок, ценность; Число и количество; Пространство; Время; Причина; Движение; изменение) и Наука и техника. Разделы в разных синоптических схемах тезаурусов подобны, хотя и отличаются разной степенью абстракции (от грамматической до онтологической и гносеологической). Так, в «Русском семантическом словаре» под ред. Н. Ю. Шведовой - в толковом словаре, систематизированном по классам слов и значений — за исходное членение лексики взято членение на части речи. Поэтому схемой расположения слов является следующая: слова указующие, 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz