Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.

выступает как «долженствование» становится морально-нравственной (этической) ценностью, позволяющая людям жить в безопасности и быть счастливыми. В Новейшее время (XIX в. - нач. XX в.), в конце XIX в. в русской философско-религиозной мысли идея толерантности раскрывается в фило­ софии всеединства (B.C. Соловьёв, С.Л. Франк, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Бул­ гаков). Понятие «всеединства» впервые выдвигается B.C. Соловьёвым: «...нет и не может быть ни чистого единства, ни чистой множественности, всё, что есть, есть обязательно и единое и многое» [42, с. 70]. В качестве основания толерантности здесь выступает плюрализм (множественность) как ценность, но множественность в единстве, как часть целого. Таким об­ разом, толерантность представляет собой нравственную ценность: «...требуется нравственная, сознательная организация человечества во имя и в силу всеединого Добра...» [Там же, с. 829]. В «философии ненасилия» JI.H. Толстого заключён смысл толерант­ ности - терпимости. Идея «ненасилия» понимается как основной этиче­ ский принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицани­ ем насилия. С одной стороны, философия ненасилия рассматривается как непротивление злу насилием («ненасилие» принимает смысл терпимости (смирения) во имя добра), с другой стороны, ненасилие - это возможность разрешения конфликтов без применения силы. Речь идёт о конфликтах (международных, между различными социальными группами, межлично­ стных), при которых две стороны кардинально расходятся в понимании до­ бра и зла. Здесь толерантность приближается к примирению. Немецкий философ Г. Гегель высказал идею диалектического взаи­ мовлияния, выражающуюся в схеме «Я» и «не-Я»: «Нравственность, лю­ бовь состоят в том, чтобы снимать свою особенность, особенную личность, расширять её до всеобщности <..,>. Поступая по отношению к другому справедливо, я тем самым рассматриваю его как тождественного со мной. В дружбе, в любви я отказываюсь от своей абстрактной личности и благо­ даря этому получаю её, уже конкретную. Следовательно, истина личности состоит именно в том, чтобы обретать её посредством такого погружения, погружённости в другое» [11, с. 62-64]. Состраданию как категории морали уделяется должное внимание в разработках А. Шопенгауэра. Представляется принципиальным тезис фи­ лософа о том, что «мы должны каждого принимать и признавать с данной его индивидуальностью, какова бы она ни оказалась» [51, с. 357]. Таким образом, толерантность в период Новейшего времени в боль­ шей степени понимается как этическая ценность. В XX в. понятие «толерантности» включает плюрализм (множест­ венность) и свободу (внешнюю и внутреннюю). Внешняя свобода рассмат­ ривается как отсутствие стеснений и ограничений, связывающих социаль­ но-политическую жизнь и деятельность всего общества и его отдельных 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz