Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. -135 с. : ил.
Эпоха Возрождения (IX-XV вв.) верила в безграничные возможности человека, его разум и волю, но конкурентная борьба за власть светской цер ковной оппозиции, осуждение и критика гуманистами схоластических взгля дов как бесплодного и бессодержательного умствования не способствовали развитию толерантности. В этих условиях толерантность выступала только в роли некого идеала, но практически устранялась из реальной жизни. Эпоха Нового времени и Просвещения (XVI-XVIII вв.) характеризу ется напряжённым состоянием межрелигиозных отношений, которое при вело к ненависти на религиозной почве и войнам. Единственным и «осно вательным средствам против бед и несчастий», утверждал Дж. Локк [26, с. 141], может быть толерантность как уступка в вопросе о религиоз ной свободе. Дж. Локк считал, что толерантность и свобода взаимно обос новывают друг друга: «каждый человек имеет полную и неограниченную свободу мнений и вероисповеданий, которой он может невозбранно поль зоваться... но при условии, что делает это чистосердечно и по совести пе ред Богом» [27, с. 70]. Эразм Роттердамский отстаивал толерантность как добродетель и социальное благо, призывая обращаться к нравственным ос новам евангельских текстов. Во времена межконфессиональных конфлик тов предлагалось также забыть догматические разногласия и помнить об идентичности христианской морали, основу которой составляют такие нравственные понятия, как милосердие, любовь к ближнему и праведная жизнь. Таким образом, эпоха Нового времени и Просвещения стала важ ным этапом развития толерантности и становлении её как социально зна чимого принципа. Идея веротерпимости Дж. Локка получила дальнейшее развитие в трудах философа эпохи Просвещения Ф. Вольтера. В «Трактате о веротер пимости» Ф. Вольтер призывал к отказу от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к вере: «старайтесь не совершать насилия над сердцами людей - и все сердца будут ваши» [10, с. 587]. Для него «за кон нетерпимости нелеп и варварски жесток» [Там же, с. 591], так как было бы «пределом безумия» пытаться заставить всех людей одинаково мыс лить. Толерантность у Ф. Вольтера приобретает смысл снисходительности. Как видно из сказанного выше, изначально под толерантностью по нималась веротерпимость, которая касалась не только религии, но и соци ально-политической жизни общества. В дальнейшем, в XVII-XVIII вв., в связи со стремлением общества в Западной Европе избежать социальной нестабильности и сохранить сильное централизованное государство явле ние толерантности становится социально-политической ценностью. В конце VIII в. понятие толерантности дополняется новым смыслом - «долженствования». И. Кант в своих лекциях по этике (1782) говорил о то лерантности как о всеобщем человеческом долге. Философ вменяет в «долг» относиться к человеку как к цели и никогда как к средству, требуя уважительного отношения к человеку как к самоценности. Толерантность 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz